Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД по теме «Шорский туесок»
ИЗО детям
Автор: Боткова Лариса Александровна, Петрова Олеся Александровна   
30.12.2018 18:56

Конспект НОД по теме «Шорский туесок»Конспект НОД по теме «Шорский туесок»

Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – «граттаж».

Задачи.

  1. Расширять представление детей о декоративно- прикладном искусстве Кемеровской области; закрепить умение детей владеть различными приемами изображения предметов.
  2. Расширять и пополнять словарный запас (береста, короб, туесок, чечевички), развивать воображение, мелкую моторику, формировать умение располагать орнамент на всем листе.
  3. Укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей друг к другу, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Народные промыслы России и Кемеровской области» (разделы «Береста», «Музей «Береста Сибири», стр. 34 — 37); декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Учусь рисовать»; дидактическая игра «Составь узор».

 

Материалы к занятию: заготовка «туеска» на восковой основе; тонкая острая палочка; дидактическое пособие «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 34-35); изделия из бересты мастеров Кемеровской области; туески с разными узорами, шорский туесок.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о красоте русской природы. А сейчас отгадайте загадку.

Стоит Аленка.
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

О каком дереве говорится?

Дети. Береза.

Воспитатель. Молодцы! Это дерево — береза, символ России.

Воспитатель. Я предлагаю послушать рассказ о березе.

«Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас в России. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора».

Чем необычна кора березы? (Ответы детей). Как называют березу за её кору (ответ детей — белоствольной). Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий березку.

Воспитатель. Мы уже знаем, что из природного материала березы изготавливают самые разнообразные предметы. Что это за предметы? Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из березы. (Дети рассматривают и называют берестяные изделия — ложки, тарелки, корзины, шкатулки, сувениры, свистульки, туески).

Воспитатель. Ребята, а что такое туесок, кто знает? (Ответ детей).

Воспитатель обобщает ответы детей. Туесок – это короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Благодаря особым свойствам бересты, продукты в туеске долго сохраняются свежие. Их использовали для хранения грибов, ягод, яиц и т.д.

Воспитатель читает стихотворение «Туесок».

Руки дрожащие, белый висок…

Старый шорец мастерит туесок.

Снял он с березы лоскут бересты.

Дело не просто — движенья просты.

С плашки березовый слой сострогал,

Вырезал донышка ровный овал.

Опытом древним, работой – игрой

Дерево снова он дружит с корой.

Нет ни гвоздя – вся душа ремесла

В теле березовом произросла

Лентой берестяной кору скрепил

Крышкой березовой туес закрыл

Чтобы любому он радовал взор:

Лег на бересте привычный узор…

Светится нежной корой туесок –

Мастер второму рожденью помог.

В. Кузнецов

Для того чтобы сделать туесок, нужно вырезать из ели плоское круглое дно и крышку. Затем края берестяной пластинкой скрепляют плотным швом. Можно сшить гладким прутиком, а можно корешком черемухи. Затем делают донце. Каждый мастер украшал свой туесок по-разному: можно вырезать на бересте орнамент, можно выдавить на нем орнамент способом теснения. Рисунок можно даже раскрасить (рассказ воспитателя сопровождается показом картинок туесков с различными орнаментами).

Шорцы и телеуты — коренные жители Кемеровской области украшали посуду и туески геометрическим орнаментом.

Воспитатель. Давайте с вами рассмотрим шорские орнаменты (дети рассматривают шорские орнаменты в дидактическом пособии «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 34).

А сейчас мы с вами попробуем составить шорские узоры.

Дидактическая игра «Составь шорский узор».

Физминутка под шорскую мелодию.

Под шорские напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

А теперь наклонись и тихонечко садись.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что береста это что-то среднее между бумагой и деревом, благополучно сочетает в себе отдельные свойства этих материалов. Она гибка и податлива как бумага, но в то же время отличается высокой прочностью и водонепроницаемостью. Береста может использоваться вместо бумаги и на ней можно вырезать разные узоры.

Какая береста на ощупь? (Ответы детей: мягкая, бархатистая поверхность бересты очень приятна на ощупь.)

Воспитатель. Ребята, вы бы хотели, чтоб у вас был свой туесок? (Ответы детей.)

Что вы будете хранить в своих туесках? (Ответы детей.)

Я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где каждый для себя украсит свой туесок.

Посмотрите, у вас на столах лежат туески. Из чего сделаны туески? (Из бумаги, раскрашенной под бересту.)

У природы все нужно брать с умом, не нанося вред. Поэтому мы не будем губить березки, срезать бересту, а сделаем свои туески из бумаги.

На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

Воспитатель. Какие узоры на туесках мы с вами сегодня учились составлять? (Ответ детей — шорские узоры из геометрических фигур). Давайте еще раз подробней рассмотрим орнаменты шорских узоров. Именно шорским орнаментом мы сейчас будем украшать наши туески, используя нетрадиционную технику рисования – «граттаж».

Что это за техника рисования – «граттаж»? (Ответ детей)

Воспитатель обобщает ответы детей. «Граттаж» (царапины) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания эскиза острым предметом, палочкой.

Воспитатель. Берем заготовку туеска на восковой основе, палочку и начинаем процарапывать узор. Чтобы процарапать узор надо подумать, что вы хотите изобразить. Нажимая на палочку, начинаем работать. Если вы хотите провести линию пошире, палочкой проводим линии рядом друг с другом (показ воспитателя способа процарапывания).

Перед началом работы разомнем немного пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшайте туески вы смело,

Выбирайте любой узор,

Чтобы радовал он взор.

А сейчас, ребята, приступаем к работе.

Во время рисования тем детям, которые затрудняются в выполнении работы, воспитатель показывает приемы работы на своем листе.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами учились украшать туески шорским орнаментом, используя нетрадиционную технику рисования граттаж.

Вам понравилось рисовать палочками?

Чем отличается шорский орнамент от других орнаментов?

А сейчас мы с вами рассмотрим туески, нарисованные вами.

Посмотрите, какие они все разные, но очень красивые и сочетают в себе элементы шорских узоров.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 3 февраля

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год