Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Маленькие хитрости для маленьких художников»
ИЗО детям
Автор: Лихачева Анна Николаевна, Чибискова Татьяна Георгиевна   
15.10.2018 21:59

«Маленькие хитрости для маленьких художников»«Маленькие хитрости для маленьких художников»

Авторы:

  • Лихачева Анна Николаевна
  • Чибискова Татьяна Георгиевна

Воспитатели ГБОУ Школа 1467 ДО 4 Город Москва

Обучая ребенка рисовать, мы обязательно знакомим его с произведениями больших художников. Ребенок, что называется, должен «насмотреться» на настоящие картины. Только так у него формируется подлинный художественный вкус и интерес к искусству. И этот принцип относится нс только к детям школьного возраста, но и к дошколятам. Конечно, трехлетке рассматривать большую картину в музее еще сложно: у него пока недостаточно сформированы внимание и способность удерживать воображаемую ситуацию. Зато для него уже доступны книжные иллюстрации. А для детской книги работали прекрасные художники.

 

Скачать презентацию

Мы, однако, привыкли считать, что рассматривание картины или иллюстрации — заданное условие. Картинки в книжках призваны поддерживать внимание ребенка к тексту. Чего же еще?

Это так. Но если мы ставим себе более амбициозную задачу — развивать у ребенка «культурный глаз», тогда нужно учить его смотреть.

Рассматриваем картины

Что ты видишь?

Рассматривание картины естественно начать с вопроса «Что ты видишь?». Скорее всего неискушенный зритель — ребенок ограничится общим ответом: «Здесь нарисован медведь», «Это Буратино». Задача взрослого — побудить малыша рассматривать самые мелкие детали, обратить внимание на подробности, которые поначалу в глаза нс бросаются.

Театр картины

Многое в окружающем ребенок постигает в движении и телесно. Он так устроен. Нс случайно Пиаже называл интеллект малыша психомоторным интеллектом. Конечно, роль движения в постижении мира уменьшается по мере взросления. Но она очень сильна на протяжении всего дошкольного возраста.

Поэтому следующим шагом в рассматривании картины может стать ее пластическое переживание.

Здесь возможны задания: «Представь себя этим персонажем. Можешь встать так же, как он? Как он смотрит? Как повернулся? Он радуется или чем-то расстроен? Откуда ты это знаешь? Можешь посмотреть так же, как этот герой?»

Если мы разглядываем злого персонажа, идентификации с ним требовать нельзя. Но можно давать ребенку «локальные» пластические задания: как он (злодей) сжал кулаки (растопырил пальцы)? Можешь это показать? А также язык высунуть (сжать зубы)? Малыши трех-четырех лет с удовольствием изображают походку нарисованного персонажа. Только нужно настаивать на том, чтобы стартовая поза соответствовала изображению.

А дети пяти-шести лет способны выполнить и более сложное задание: распределить между собой роли и встать в том же порядке и в тех же позах, что и герои картины.

Малыши трех-четырех лет с удовольствием изображают походку нарисованного персонажа. Только нужно настаивать на том, чтобы стартовая поза соответствовала изображению.

А дети пяти-шести лет способны выполнить и более сложное задание: распределить между собой роли и встать в том же порядке и в тех же позах, что и герои картины.

Что таится в глубине?

«Проникновение внутрь картины» — прием, нередко встречающийся в детской литературе. Герои какой-нибудь сказки с помощью волшебства перешагивают раму и оказываются в пространстве картины. Естественно, они могут увидеть то, что не видно «снаружи».

Можно предложить детям пофантазировать по поводу того, что таится в глубине леса, кто прячется за деревом, кто укрывается в темноте, живет в этом домике, скачет по дороге. Куда ведет эта дорога? Что будет, если повернуть направо? Злой или добрый человек нарисован на картине? Сколько ему лет? Что он может скрывать? О чем мы можем догадаться по его сжатым губам, заплаканным глазам и т.д.?

Фантазировать с детьми лучше тогда, когда они рассматривают незнакомое произведение, а не книжную иллюстрацию, поскольку иллюстрация привязана к конкретному сюжету и уже вписана в некий пространственно-временной ряд других иллюстраций. А незнакомая картина открывает возможности для собственных сюжетных версий.

Описанные приемы связаны с рассматриванием картин и потому не привязаны строго к занятиям по изобразительному искусству. Их можно использовать и для развития речи, и во время чтения книг, и во время походов в музей. 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год