Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Детская цифровая камера GSMIN Fun

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Доклад из опыта работы по теме: «Развитие эмоциональной сферы и творческих способносте ребенка средствами ИЗО деятельности»
ИЗО детям
Автор: Азарова Тамара Анатольевна   
28.07.2013 23:42

Доклад из опыта работы по теме: «Развитие эмоциональной сферы и творческих способносте ребенка средствами ИЗО деятельности»Азарова Тамара Анатольевна
Воспитатель 1К МБДОУ ДС КВ № 34 пгт.Афипский МО Северский район

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном», психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Известно, что эмоции играют большую роль в жизни человека, в осуществлении деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, деятельность, зависит и характер их решения, преодоления трудностей, достижение результата.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к
трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Поэтому педагогам необходимо так построить свою работу, чтобы помочь
открыть себя наиболее полно, создать условия для его творческого,
интеллектуального роста и поддерживать стремление узнать мир во всех его
проявлениях.


Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на собственном этапе. Занятия художественно — творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Кроме того, художественно — творческая деятельность, выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Мы знаем, что ребенок постоянно находится в состоянии познавательной потребности. Поэтому овладение ребенком навыками и умениями в различных видах ИЗО — деятельности также способствуют удовлетворению потребности ребенка в познании. Известно стремление ребенка в стремлении чему-то научится, чем-то обладать, и когда это ему удастся, он с радостью сообщает об этом близким, воспитателю, товарищам.

Положительное — эмоциональное отношение к ИЗО — деятельности
возникает в процессе содержательного, дружеского, теплого общения детей
между собой, и воспитателем в процессе интересной для них деятельности на
занятиях.

Темы работ могут быть весьма разнообразны и включать сюжеты из
жизни, природы, сказок, рассказов, песен, музыки, декоративных
композиций.

В процессе ИЗО — деятельности, в первую очередь оценивается общение ребенка с воспитателем, а так — же между сверстниками, воспитатель должен разрешать детям общаться друг с другом, поощрять тихое, спокойное общение, обращать их внимание на то, что и как делают дети сидящие рядом, если они нуждаются в помощи, побуждать оказывать ее.

Эмоциональное отношение к ИЗО — деятельности проявляется и тогда, когда ребенок испытывает те или иные переживания в процессе своей деятельности, в процессе создания изображения. Все, что значило для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное эмоциональное отношение у него. Преодоление трудностей, также вызывает положительные эмоции.


Отсюда следует педагогический вывод: нужно сак строить обучение ИЗО-
деятельностью, так организовать занятия рисованием и лепкой, чтобы они
вызывали у детей положительное эмоциональное состояние:

1. Положительные эмоции вызывать у детей поможет предоставление им свободы выбора темы рисунка (по замыслу), и лепки, а также материалов их изображения (например, для рисования, каждый может выбрать карандаш, краски, гуашь или акварель, цветные восковые мелки и др., бумагу разного цвета и формата и т.п.).

Следует отказаться от сложившихся штампов, например: дерево надо                     рисовать так, а дом так и т.д.; создающих на занятии однообразие и скуку.

2. Вызвать на занятии хорошую эмоциональную атмосферу, может и должен сам воспитатель, от его такта, терпения, умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успехи.

Я стараюсь так, организовать ИЗО — деятельность, чтобы положительные
эмоции и чувства окрашивали весь процесс изображения. С этой целью,
кроме всех известных приемов и методов обучения детей на занятиях, использую связь изобразительной деятельности с игрой. Например: предлагаю детям выполнить сказку про колобка. Спрашиваю, как заканчивается сказка. Дети отвечают грустно, печально. Предлагаю сделать сказку веселой, доброй, слушаю ответы, предложения детей. Приходим к общему выводу, что колобка нужно спрятать, т.е. «замаскировать» так, чтобы лиса не смогла его съесть. Дети приступают к работе с большим воодушевлением, радостью. Они начинают фантазировать, то одевают колобка во все возможные одежды, то прячут под видом, какого — либо животного. Такие занятия доставляют детям неоценимое удовольствие. Рекомендую воспитателям включать в процесс занятия образное слово, музыку. Я включаю в занятие музыку классическую и современную, например: Чайковского П.Н., Вивальди П.М., Шаинского,  а так же шутку, юмор, сюрпризные моменты.

Я хочу сказать, что цвет — является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу, он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.

Так, обычно для передачи горя, страдания художники используют      неяркие, приглушеннее, чем темнее, мрачные цвета.Например: желтый цвет  излучает тепло, веселье, оржевый также веселый, радостный, добрый цвет. Богат ассоциациями зеленый цвет, кроме того он создаст спокойное уравновешенное, миролюбивое настроение. А вот синий цвет нередко вызывает ощущение печали и грусти.

В своей работе я часто наблюдаю, как дети воспринимают цвет, для передачи своего отношения к изображенному предмету. Заметила то, что рисуя, обычно пользуются одним и тем же карандашом и красками, не стремясь создавать новые цвета и оттенки. Почти не используют цвет для того чтобы выразить свое отношение к изображаемому. Чтобы повысить эмоциональный отклик к изображаемому, я предложила детям, как можно чаще использовать палитру для смешивания красок и получения разных оттенков. В процессе обучения, учу детей с помощью цвета передавать свои чувства: любовь, радость, отчаянье, гнев и т.д. Предлагаю вначале использовать простые задания — передать
ассоциации, возникающие при восприятии происходящего в природе. Например: нарисовать «Огонь», «Ветер», «Осенние лужи». Затем — более сложные задания, которые побуждают детей передавать внутреннее состояние («Любовь», «Радость», «Мое настроение».). Например: рассматривая работы своих товарищей по теме «Мое настроение», дети — «зрители», определяли по цветовой гамме рисунка, какое настроение у их товарищей. Дети, которые рисовали, сами дополняли рассказы своих товарищей, почему они изображали тот или иной предмет таким цветом. Например: дети рисовали по методу «Монотопия», т.е. дети складывали лист бумаги пополам, затем на одной части рисовали половинку какого — либо симметричного предмета, раскрашивали его по своему желанию, затем листок складывали, и получалось полное изображение. Рисунки получались совершенно разные и по форме, и по цвету, и по содержанию.

Если говорить о цвете — как о самом важном средстве художественной
выразительности, то можно с уверенностью сказать, что цвет является одним из главных «информаторов» передачи эмоционального состояния ребенка. С помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость и гнев, печаль или страх, а можно создать впечатления покоя и равновесия. С самого рождения цвет управляет эмоциональным состоянием. Так, например: детей радует яркий цветок, они стараются покормить птицу с ярким оперением и.д.

Цвет — одно из самых сильных средств, в выразительности художников-
живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно научить детей в дошкольном возрасте выражать свои
чувства, эмоции — цветом.

Цветом можно передать настроение «осеннего дня», «зимнего утра», свое
настроение, тишину, бурю и т.д.

Чтобы дети могли использовать, такое могучее средство как цвет,
необходимо помочь детям познать секреты образования цветных оттенков,
т.е. научить их работать с палитрой. Я провожу такие упражнения как «Краски
на прогулке», «Разноцветные ручейки» и т.д.

Мы прекрасно знаем, что живопись — один из основных видов изобразительного искусства. Возьмем пейзаж дети любят рисовать природу, они рисуют ее такой, какой они ее видят, иногда работы получаются однообразными, отсутствует нужный колорит, форма, пространственное расположение, ребенок не находя самовыражения начинает расстраиваться и занижать свои способности. На занятии — слышится: «А я так не смогу, я так не нарисую». И у ребенка пропадает желание рисовать пейзажную картину. Поэтому мы воспитатели должны в первую очередь поднять у ребенка эмоциональный интерес, заинтересовать его так, чтобы он с желанием и уверенностью взялся за работу.

Прежде всего, мы должны проводить предварительную работу, связанную в первую очередь с наблюдением, изображаемого объекта.
Например, рисовали «осеннюю березу». Перед началом занятия рассмотрели ее,
растущую на участке, рассмотрели со всех сторон, полюбовались «золотым   нарядом». Прочитали стихотворение о березе Е.Есенина, загадывали загадки. Обратила внимание детей на то, как поэт описывает березу «белый сарафан», «нежный стан». Поэт своими стихами пробуждает у нас светлые, добрые, радостные желания любоваться красотой «осенней березы». В итоге рисунки детей получились в красивой, теплой цветовой гамме. Дети передали свое настроение красками коричневато — желтых «теплых» тонов. Работы вызвали у них радость и удивление, желание продолжать рисовать на тему «Осени». Поэтому чтобы позже, дети рисовали на тему «Поздняя осень». Предварительно была рассмотрена картина Е.Е.Волкова «Октябрь» и картина И.И.Левитана «Осенний день», «Сокольники». При рассматривании дети уже самостоятельно находили различия в изображении картин. Дети высказывали свое мнение: «что цвета превратились из теплых в холодные, что небо пасмурное — скучное», «ветер — злой и холодный, он унес все листочки, и деревья стоят голые». Цель была такова, чтобы дети чувствовали изменения в состоянии осенней природы, привести их к пониманию того, что художник нарисовал реальную картину — то, что он видит. В итоге дети по-своему выразили свое отношение, свое настроение к нарисованному.

На одном из таких занятий, девочка Маша П., рисовала очень увлеченно свою картину осени. Я не сразу поняла, что на ней изображено, попросила ребенка рассказать о своем рисунке. Рассказ оказался весьма впечатляющим. Оказывается, девочка рисовала в «перспективе». Линия горизонта разделяла небо и землю, «серые завитушки» исходящие от земли означал «серый туман», по серому, пасмурному небу, исходили красные полосы и лучи, которые означали восход, солнца, который девочка видела из окна своего дома. Явно прослеживается наблюдательность ребенка, умение видеть красоту окружающей действительности. Девочка осталась довольна своей
работой.

Еще предлагала детям такое упражнение, нужно было цветовым пятном изобразить эмоции литературных героев. Например: изобразить «Мойдодыра» К. Чуковского, где автор описывает гнев «Умывальника» и крокодила. Рассмотрев иллюстрацию, предложила детям передать гнев с помощью цвета. Дети с заданием справились, пятна были в холодных тонах, мрачных. А у кого — то в красных, темно — красных.

Примеров можно проводить много. Развитию эмоциональной сферы,
способствуют такие занятия, как рассматривание пиктограмм, на примере игр
дети изображают «страх», «горе», «переживание»., «радость».

Познакомившись с передачами эмоций детей, отражают свои знания, на занятиях по ознакомлению с портретной живописью. Написав портрет «мамы», «папы» или кого — то из близких дети рассказывают, какое настроение у этого человека, почему он использовал именно эти краски, т.е. ребенок уже умеет соотносить цвет и эмоции, и правильно их сочетать.

На моих занятиях по рисованию, атмосфера взаимопонимания, обстановка живая и непринужденная, без жестких дисциплинарных мер. Как можно больше даю возможности детям самовыражаться, пусть рисуют разными материалами, традиционными и нетрадиционными. Это воодушевляет детей. Иногда я вижу, что у детей появился интерес, радостные, увлеченные лица, значит. занятие не прошло даром.

Помимо рисования, я провожу лепку из пластилина, соленого теста, опилочной массы, бумажной массы. Дети лепят с удовольствием и желанием, конечно, не все сразу получается. Лепка — процесс довольно нелегкий, требует внимания, усидчивости. В лепке дети выражают эмоции, формой, цветом, мимикой, жестом, динамикой движений. Часто это происходит при лепки животных, птиц, игрушек, человека, сказочных героев. Например: лепим животных из пластилина. В конце занятия анализ в форме беседы — «почему у Леры — кошка черного цвета и спит, свернувшись клубком». Объясняет, бегала целый день за мышкой, не догнала разозлилась устала и легла спать, пусть отдохнет (сопереживание).
Можно бесконечно приводить примеры, но главное s том, что у детей постепенно, не только развиваются творческие способности, но и формируется эмоциональная компетентность. Дети отличают добро от зла, обиду от гнева. На занятиях отсутствует агрессия, дети стараются помогать друг другу, перестали смеяться над чужими неудачами.

Я считаю своим долгом, делать все возможное, чтобы на занятии по ИЗО-деятельности, царило спокойная, творческая обстановка, чтобы каждый ощущал себя личностью, был на равных со всеми, не сомневался в своих способностях. Моя цель помочь в этом ребенку. Чтобы он шел на занятие с желанием проявить себя, как можно более познать о мире искусства, которые обязательно вызвать только положительный эмоциональный отклик у ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (120) выйдет
1 ноября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год