Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семинар практикум педагога психолога в ДОУ
Психология
Автор: Гизатуллина Эльвира Тагировна   
07.01.2014 16:42

Семинар практикум педагога психолога в ДОУСеминар-практикум педагога психолога в ДОУ.
Тема: Психологические особенности детей дошкольного возраста
Цели: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях детей дошкольного возраста, создавать условия в учреждении для организации индивидуального подхода к детям на основе возрастных групп.
Материалы: Таблицы «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» для каждой возрастной группы, Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, атрибуты к игре «Ромашка».
Ход занятия:
Вступительная беседа:
Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Каждая образовательная программа построена с учётом определённых принципов. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой строится на основе следующих принципов:
·         Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка
·         Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
·         Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса
·         Творческая организация процесса воспитания и обучения
·         Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка
·         Уважительное отношение к результатам детского творчества
·         Единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи
·         Соблюдение преемственности в работе  детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста
Соблюдение всех этих принципов возможно только в том случае, если педагог будет знать психологические особенности детей: как индивидуальные, так и возрастные. Знакомство с индивидуальными особенностями каждого ребёнка происходит в процессе общения с ним. А вот о возрастных особенностях мы и поговорим сегодня.
Работа по заполнению таблиц:
Каждая возрастная группа получает таблицу «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» (Приложение 1) для своего возраста и, пользуясь Методическими рекомендациями к программе, заполняет её. Затем идёт обсуждение заполненных таблиц.
Игра «Ромашка»
Перед педагогами раскладывается цветок. На его лепестках написан  вопрос. Каждый педагог тянет  лепесток, готовится и отвечает на поставленный вопрос.
Вопросы на лепестках «Ромашки»
·         Чем характеризуется год «большого скачка» (2 – 3 года) (основные изменения: интенсивное развитие речи, появление целенаправленности, начало осознания самого себя)
·         Почему происходит «кризис трёх лет»? Назовите его симптомы. (Ребёнок начинает приобретать своё «Я» и становится независимым от взрослых, окружения. Его симптомы: негативизм – стремление всё делать наоборот, вопреки требованиям или просьбам старших; упрямство – он проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли его просьбу; строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослыми; своеволие  - всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых; протест – бунт – ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам; деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям)
·         Назовите характерную особенность детей четвёртого года жизни. (Это их стремление к самостоятельности)
·         Назовите важнейшее условие полноценного развития ребёнка в детском саду. (Хорошие, доброжелательные отношения с воспитателем)
·         Какое новообразование появляется у пятилетнего ребёнка? (Появление произвольности – целью деятельности ребёнка являются не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением)
·         Что означает психологическая подготовка к школе? (она включает в себя: формирование определённого отношения к учёбе в школе как серьёзной и социально значимой деятельности, т.е. мотивацию учения; обеспечение определённого уровня интеллектуального развития; развитие эмоционально-волевой сферы)
·         Как ребёнок постигает социальный мир? (Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.)
Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья
Педагогам вручаются памятки (Приложение 2). Зачитывается и обсуждается содержание этих памяток.
Итог встречи
На сегодняшнем занятии мы попытались освежить в своей памяти знания о психологических особенностях детей разных возрастных групп. Эту информацию вам необходимо использовать в своей работе для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении детей. (Таблицы и памятки педагоги забирают с собой)
Приложение 1
Организация работы с детьми дошкольного возраста
в разных возрастных группах
(ранний возраст 1,5 -  3 года)


 

 

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Развитие предметной деятельности, осуществляемой совместно со взрослыми.

·        Учить нормативным и специфическим действиям

·        Обеспечить процесс обобщения

·        Начинать с освоения простых действий, переходить к более сложным

2. Овладение ребёнком ходьбой

·        Предоставить пространство для передвижения

·        Создавать препятствия для преодоления их во время ходьбы

 

3. Развитие наглядно – действенного мышления

·        Создавать развивающую среду как структурируемое пространство, позволяющее совершать различные формы активности

·        Создавать ситуации, способствующие проявлению познавательной активности

·        Предоставлять материал для экспериментирования

4. Развитие речи

·        Использовать просьбы и обращения к ребёнку

·        Давать для прослушивания инсценировки детских сказок

·        Рассматривать совместно картинки и стимулировать к названию детьми изображённых предметов

·        Создавать речевые ситуации

5. Начало развития игровой деятельности

·        Обучать различным действиям с игровыми предметами

·        К концу третьего года вводить игрушки заместители

·        Обогащать репертуар игровых действий с предметом

6. Развитие изобразительной деятельности

·        Предлагать варианты дорисовывания предметов

·        Позитивно оценивать рисунки детей и поощрять стремление к изобразительной деятельности

7. Развитие восприятия

·        Рассматривать предметы, сравнивать их по размеру, цвету и форме

8. Развитие чувства самостоятельности

·        Поощрять инициативу детей к самостоятельности

9. Развитие чувства гордости и стыда

·        Не ругать детей

·        Избегать негативных переживаний со стороны ребёнка и стремиться к установлению тёплых эмоциональных отношений с ним

10. Идентификация с именем и самооценка

·        Поощрять инициативу ребёнка и положительно подчёркивать его достоинства

11. «Кризис трёх лет»

·        Находить посильные поручения

·        Поощрять самостоятельность

·        Проявлять терпение к ребёнку

 

 

Приложение 2

 

Организация работы с детьми дошкольного возраста

 в разных возрастных группах

(младший возраст 3 -  4 года)

 

 

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Игра – ведущий вид деятельности

·        Обучать действиям с игрушками заместителями

·        Разучивать различные игровые действия

·        Развивать представление о том, во что можно играть с предметом и как

2. Интенсивно развивается восприятие (могут воспринимать 5 и более цветов)

·        Давать задания, ориентирующие детей на форму и цвет предметов

·        В ходе выполнения конкретных заданий добиваться правильного названия форм и цветов

3. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление

·        Использовать механические устройства и игрушки

4. Начинает формироваться наглядно-образное мышление

·        Знакомить с преобразованиями предметов

5. Формирование эгоцентрической пространственной позиции

·        Моделировать передвижение объектов перпендикулярно линии взора ребёнка

6. Совершенствование воображения

·        Использовать ситуации, развивающие воображение

7. Поведение носит ситуативный характер

·        Держать под контролем ситуацию, в которой оказался ребёнок

 

Приложение 3

 Организация работы с детьми дошкольного возраста

 в разных возрастных группах

(средний возраст 4 -  5 лет)

 

 

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (Освоение разных игровых ролей и игровых действий)

·        Знакомить с разными игровыми ролями

2. Дальнейшее развитие воображения (формирование графических образов)

·        Использовать схематические изображения для их последующей детализации

3. Продолжает развиваться восприятие

·        Давать задания на классификацию предметов по  форме, величине и цвету

4. Совершенствуется ориентация в пространстве

·        Давать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа

·        Использовать задания, связанные с расположением на листе бумаги небольшого предмета в соответствии с указаниями взрослого

5. Интенсивно развивается образное мышление

·        Решать задачи на ориентирование в пространстве с помощью простых схем

·        Организовывать наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим схематическим изображением

6. Дальнейшее развитие речи (речь как предмет особой активности детей, которые занимаются словотворчеством)

·        Стараться отвечать на вопросы, привлекать внимание детей к вопросам, заданным их сверстником

·        Заложить традицию чтения книг

·        Чтение одной сказки проводить несколько раз, ставить по её содержанию много вопросов

·        Использовать сказки в других видах деятельности (разыгрывание по ролям, игры – драматизации, рисование и т.д.)

7. Моральное развитие

·        Оценка поведения ребёнка должна быть позитивной

·        Указывая на недостатки ребёнка, нужно подчёркивать, что в целом педагог хорошо относится к ребёнку и хочет ему помочь

8. Дифференциация межличностных отношений

·        Регулировать отношения детей, помогать преодолевать трудности в общении

9. Развитие образа «Я» и его детализация

·        Организовывать игры – соревнования с ситуацией успеха

10. Начало формирования произвольного морального поведения

·        Не давать резких негативных оценок поведению детей, не допускать неожиданных резких криков с угрозой в адрес ребёнка

·        Не игнорировать инициативы ребёнка при демонстрации им собственных достижений

 

 

Приложение 4

 Организация работы с детьми дошкольного возраста

в разных возрастных группах

(старший возраст 5 -  7 лет)

 

 

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (выделяют две группы отношений – реальные и игровые)

·        Вводить нормы для игровой деятельности по распределению ролей

·        Насыщать игровыми действиями не только центр, но и периферию пространства

·        Включать в игровую деятельность всех детей

2. Продолжает развиваться восприятие (осваивают формы, цвета, углубляется представление о размерах)

·        Систематизировать представления о цветах и формах предметов

·        Вводить понятие меры длины и производить действия измерения с помощью меры

 

3. Дальнейшее развитие образного мышления (решение задач в наглядном плане, совершают преобразования объектов, оценивают последовательность взаимодействий групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу)

·        Использовать наглядное моделирование различных ситуаций

·        Знакомить с различными сторонами действительности

·        Развивать представления об объектах, обладающих комплексом разных свойств

4. Формирование обобщений, развитие словесно-логического мышления и некоторых логических операций

·        Использовать задания на классификацию объектов по разным признакам

5. Развитие воображения (придумывают оригинальные и детализированные образы)

·        Использовать задания по придумыванию рассказов по карточкам с рисунками

6. Развитие личности (развивается соподчинение мотивов, появляется произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности)

·        Предлагать задания творческого характера

·        Обеспечивать социальное признание результатов детского творчества

·        Использовать в работе метод проектов

 

 

Приложение 5

Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья

 

1.                               Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.                                  Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться

2.                               Содействовать эмоциональному благополучию                                             В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия

3.                               Помочь ребёнку осознавать свои эмоции                                       Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него»    

4.                               Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими                       Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу  

5.                               Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением.                 Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время                                                     

                   

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год