Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
Психология
Автор: Вероника Клюева   
08.04.2014 00:09

Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание.
Виды физического насилия:
· Синдром сотрясения.
· Избиение.
· Методы «педагогического воздействия» (щепки, шлепки, одергивания, дергание ушей, волос; выкручивание пальцев рук; удары предметами).
· Наказания (выстаивание часами в «углу»; едой).
· Непосильный труд.
· Пинки, толчки.
· Удушение.
· Прижигание окурком, порезы, проколы.
· Травля животными.
· Отравление
· Нанесение ущерба здоровья ребенку с целью получения выгоды.


· Убийство.
Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.
Внешний вид ребенка и характер травм:
· множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);
· задержка физического развития (отставание в весе или росте);
· признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Психическое состояние и поведение ребенка:
в возрасте 1,5-3 года:
· боязнь взрослых;
· редкие проявления радости, плаксивость;
· реакции испуга на плач детей;
· крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
в  возрасте 3-6 лет:
· примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
· пассивная реакция на боль;
· болезненное отношение к замечаниям, критике;
· заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
· псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
· негативизм, агрессивность;
· жестокое отношение к животным;
· лживость, воровство;
· склонность к поджогам.
Последствия физического насилия:
Психологические
• Страх (боли, увечья)
• Отказ, неприятие, ненависть, ложь, уход из дома, выражает свой гнев через действия (портит вещи, вставляет спички в замки и др.), т.е. порождает скрытую агрессию.
Влияние на психосоматику
• Устойчивая аллергия на коллективные действия
• Предастматические симптомы
Поведение родителей или попечителей, позволяющее заподозрить жестокое обращение к ребенку:
· противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
· несвоевременное обращение за медицинской помощью;
· инициатива обращения за  помощью исходит от постороннего лица;
· обвинение в травмах самого ребенка;
· неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
· отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
· невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
· рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.);
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка. К этой форме насилия относятся:
· открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

 

· постоянные запреты;

· повышение голоса (крик);

· оскорбление и унижение его достоинства;

· угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

· преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

· предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребенка;

· ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

· угрозы, шантаж, запугивание, давление (подавление личности);

· манипулирование интересами;

· однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

· задержка физического и умственного развития;

· нервный тик;

· энурез;

· печальный вид;

· различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Поведение ребенка:

· беспокойство или тревожность;

· нарушение сна;

· длительно сохраняющееся подавленное состояние;

· агрессивность;

· склонность к уединению;

· чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

· угрозы или попытки самоубийства;

· неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

· плохая успеваемость;

· низкая самооценка;

· нарушение аппетита.

Поведение взрослых:

· нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

· оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

· постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

· негативная характеристика ребенка;

· отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

· перекладывание не него ответственности за свои неудачи;

· открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Последствия психологического насилия:

· Протест, игнорирование, агрессия, замкнутость

· Раздражение, страх, ступор, истерика

· Неадекватная (заниженная, либо завышенная) самооценка

· Неуверенность, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность

· Негативные чувства: обида, чувство вины, злость, недоверие

· Лживость

· Инфантильность

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка:

· отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;

· отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

· нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя или наркотиков, в секты и противоправные действия, нетрадиционные методы лечения, эксперименты в питании (диеты, посты, голодание).

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений. Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

· утомленный, сонный вид, опухшие веки;

· санитарно-педагогическая запущенность, педикулез, одежда не по сезону, неопрятность;

· низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

· задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

· задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

· мастурбация;

· частые вялотекущие и хронические инфекционные заболевания;

· многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

· повторные случайные травмы или отравления;

· постоянный голод или жажда;

· кража пищи;

· стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

· требование ласки и внимания;

· подавленное настроение, апатия;

· агрессивность и импульсивность;

· неумение общаться с людьми, дружить;

· регрессивное поведение;

· трудности в обучении, недостаток знаний;

· низкая самооценка.

Последствия моральной жестокости

Физические:

· Увечье, болезнь, смерть.

· Физические недостатки.

· Уродующие последствия.

· Задержка физического развития (соматические, психосоматические, психические, патопсихологические расстройства, неврозы).

· Развитие зависимостей.

· Психологические:

· Дезадаптация.

· Отставание в развитии.

· Виктимизация.

· Идентификация с агрессором.

· Неадекватная самооценка.

· Коммуникативные нарушения.

· Нарушение полоролевого поведения.

· Невротические реакции, неврозы.

Источники:

1. С.В.Ильина « Влияние пережитого в детстве насилия на формирование личностных расстройств».

2. Мендел, Дамон «Групповая психотерапевтическая работа с детьми».

4. Доронова Т.Н. «Защита прав и достоинств ребенка». М., 2003г.

5. Практикум по психологии посттравматического стресса. Н.В.Тарабрина:

6. Казыханова Л.Р. Шпаргалка для воспитателя: признаки насилия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год