Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современная специфика и формы взаимодействия педагога-психолога с дошкольникамис задержкой в формировании параметров сенсорной интеграции в условиях дошкольных образовательных учреждений
Психология
Автор: Никитина Анна Валерьевна   
08.07.2025 21:54

Современная специфика и формы взаимодействия педагога-психолога с дошкольникамис задержкой в формировании параметров сенсорной интеграции в условиях дошкольных образовательных учрежденийСовременная специфика и формы взаимодействия педагога-психолога с дошкольникамис задержкой в формировании параметров сенсорной интеграции в условиях дошкольных образовательных учреждений

Автор: педагог-психолог высшей квалификационной категории Никитина А.В., МДОУ «Детский сад №12», г. Ярославль

Спектр работы специалистов служб социально-психологического сопровождения образовательного процесса дошкольной организации, по данным МДОУ Ярославского региона, за несколько лет, существенно поменялся.

Так, еще 5-6 лет назад педагоги-психологи дошкольного звена, преимущественно, фокусировали собственные профессиональные усилия, на развитии у воспитанников психических функций и процессов, подготовкеих к школьному обучению что, в свою очередь, позволяло полноценно охватывать по стандартизированным программам большое количество детей со схожими нозологиями. В настоящее же время, с учетом развития психологической науки и вынужденной необходимостью специализации работы психологов с учетом нейроподхода, сферой деятельности все чаще становятся уже не дети с интеллектуальными нарушениями и сниженной вариативностью мышления (т. к., данную работу возможно провести во фронтальном формате взаимодействия с группой дошкольников и скорректировать нарушения на горизонтальном уровне (норматипичные дети – детям с ОВЗ) и на вертикальном уровне (коррекция и профилактика школьной дезадаптации)),

а:1) дети с расстройством аутистического спектра, 2) дети, воспитывающиеся в семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями (гиперопека, гипоопека, подмена ролей родителей, где мама выполняет папины воспитательные функции, а папа не занимается воспитанием и, наоборот, дети из неполных семей), 3) дети с выраженными нарушениями сенсорной интеграции и, как следствие, сниженным формированием функции восприятия, мышления, моторики и речи, начиная с раннего и младшего возрастов, 4) дети с различными формами зависимого поведения, с которыми возможен контакт на уровне деятельности педагога-психолога (прим. – т.к., зависимые формы поведения – специфика работы психиатров), 5) воспитанники с разными формами психологической травматизации.

Как правило, у всех приведенных выше групп детей, имеются отклонения в формировании социально-коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных критериев личности, которые и способствуют тому или иному психологическому недоразвитию личности. А, также, снижена мотивация и произвольность к выполнению деятельности на занятияхв групповой форме искорость мышления ввиду имеющихся отклоненийв обработке информации. Следовательно, объем работы меняется и, чем раньше, педагог-психолог выстроит план работы с ребенком младшего возраста, тем быстрее сможет достичь эффекта в его личностном (интеллектуальном, эмоциональном, физическом) становлении и минимизировать возникновение более грубых синкензий, ввиду пластичности психики и адаптивности ее к педагогическим воздействиям в возрасте с 3 до 7,6 лет.

В отличии от групповой формы работы, в индивидуальном взаимодействии дети с особенностями развитияпараметров сенсорной интеграции (вне зависимости от фактора этому способствующего, из приведенных выше), занимаются с желанием и идут на социальное взаимодействие с педагогом. В связи с этим, с целью повышения эффективности работы и вовлечения семьи в диалог для осуществления грамотной коррекционной составляющей, психологи прибегают к1-ой форме эффективного взаимодействияна детско-родительском уровне, которая дает существенный положительный эффект за счет того, что родители учатся выполнять те или иные упражнения, развивающие личностную сферу, со своего ребенка, под наблюдением психолога, показывают собственную заинтересованность в занятиях, укрепляют эмоциональную привязанность. Но, иногда происходит и так, что родители детей с особенностями психологического развития не всегда заинтересованы в работе специалистов и, учитывая приведенные выше трудности в формировании личностного развития дошкольников педагогу-психологу важно грамотно выстраивать собственную работу. В данном случае, действует 2-я форма взаимодействия — коррекция начинается без участия родителей, но с получением позитивного отклика по формированию того или иного личностного аспекта, цель которого была задана на начальном этапе, семьевыдаются рекомендации. Так родители вовлекаются в совместную работу с педагогом-психологом и проявляют интерес к ней в дальнейшем, помогая ребенку развиваться и/или восстанавливаться.

3-я форма взаимодействия педагога-психолога с целью установления диалога с ребенком через игру в группе сверстников, тактильный контакт (щекотка, поглаживания открытых частей тела, пощипывания по типу игрового массажа, прикосновения сенсорными инструментами, т.к., у детей с нарушением сенсорной интеграции либо высокий, либо сниженный мышечный тонус, способствующий синкензиям речевого, мыслительного плана) специалист получает минимальный отклик, снимает мышечные спазмы восприятия незнакомой среды и зажимы телесные, после чего, в спокойном состоянии проводит занятие. В данном случае, посредством применения инструментов включенного наблюдения в игре и беседе, содействия в одевании / раздевании устанавливается доверие с ранее незнакомым взрослым. Примером приведенной выше работы может являться деятельность психолога с детьми, имеющими симптоматику легкой аутизации и/или с замкнутыми, с тревожными, с детьми с комплексным нарушением аспектов сенсорной интеграции (тактильных, зрительных, вкусовых, слуховых, перцептивных, проприоцептивных, др.).

Занятия не должны включать большое количество стимульного материала в «поле зрения» ребенка ввиду того, что зрительные реакции до 4 лет часто рассосредоточены. Желательно использовать только 1 активный инструмент (например, матрешка, пирамидка, кубики, дыхательные тренажеры, мячик массажный, др.), для достижения максимального эффекта.

Вначале подобного вида занятийрекомендуется уделять внимание формированию понимания и дифференциации видимых частей тела (формирование правильной схемы тела) в сознании воспитанников, т. к. проговариваниеи концентрация на них создает у дошкольника ощущение реальности происходящего, развивает внимание и произвольность, мышление и улучшает комплексно телесные ощущения. А, также, знание ребенком собственного возраста и пола, параметров значимых для адекватного психического (прим. – эмоциональная зрелость) развития, начиная с возраста 3лет, способствует активному развитию мозга.

После вступительного блока, ориентированного на установление контакта и формирование параметров «базы образа Я» педагог-психолог реализует программу коррекционной направленности с целью исправления/развития того или иного западающего в настоящий момент личностного критерия.

В статье рассмотрены формы эффективного, с точки зрения коррекционной составляющей, установления взаимоотношений педагога-психолога с современными воспитанниками ДОУ с особенностями развития и их семьями, а также, приведены примеры того, как в рамках первых встреч с ребенком выстроить работу с точки зрения развития психологически значимых критериев формирования «образа я» в возрасте старше 3 лет. Воспитанники, занимающиеся по программам, направленным на развитие сенсорной интеграции, нуждаются в непосредственном индивидуальном контакте с педагогом-психологом с целью достижения адекватных результатов реализации начиная уже с раннего и/или младшего дошкольного возраста идальнейшего равномерного личностного становления в условиях окружающего мира и быстро меняющейся социальной действительности, успешного приспособления к ней.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 25 (387) выйдет
13 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год