Развитие адекватного возрасту самосознания, как фактора, обеспечивающего психологическую зрелость дошкольников в нестабильных и опережающих темпы психического развития ситуациях обучения |
Психология | |||
Автор: Никитина Анна Валерьевна | |||
27.07.2025 07:20 | |||
Автор: Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №12» г. Ярославля В настоящие время ситуация с принятием в детский сад меняется и поступающие в дошкольные образовательные учреждения — этоуже не малышидостаточно сознательного периода 2-3-лет, по критериям раннего возраста, а дети 1.6 лет, зачастую даже младше 1.3г., у которых еще не наступилоличностное развитие. К тому же, выпускники образовательных учреждений –не всегда дети психологической нормы развития старше 7.6 лет (прим. – психологическая зрелость согласно нормативам А.С. Выготского, основанная на периодизации прохождения кризисных периодов эмоциональной нестабильности становления личности человека). Все чащеродителидошкольников «торопятся» в поступить в образовательные учреждения (прим. – сад, школа), по каким-либо причинам, и возрастдетей относится к условно зрелому, что также, нарушает их психологические нормативные показатели развития.
Вышеперечисленное можно связать с активной цифровизацией общественной жизни и темпов образовательного процесса, жизнедеятельностью семей. Вследствие чего, на детей ложится высокая ответственность в обучении, они вынуждены владеть большим количеством информации, под стать родителям, уверенно обрабатывая ее и применяя в различных социальных и учебных ситуациях. К тому же, наряду с непростой образовательной программой, загруженностью дополнительными занятиями вне детского сада, законные представители берут выше образовательную планку и перегружают детей лишними, в силу возраста, знаниями, впоследствии, создающими прочную основу для снижения эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости, повышения энергизации и появления страхов, фобий, тревожности разного рода и психологической травматизации не только в дошкольном возрасте, но и пролонгировано, в более старших эпикризных периодах. С психологической точки зрения причин ускорения образовательных темпов и нарушения, как следствие, качественного и полноценного проживания дошкольного периода, две: 1) стремление законных представителей утвердиться за счет детей и, как следствие, идентификация собственных успехов с успехами детей; 2) неверие по каким-либо причинам в собственного ребенка и навязывание ему навыков чтения и письма еще до окончания детского сада, чтобы осознавать то, что «ребенок не отличается от сверстников» и даже превосходит их по знаниям. При этом родители не учитывают важный критерий эмоциональной, мотивационной, нейропсихической зрелости, а ориентируются только на видимые интеллектуальные показатели развития ребенка. В данном случае стоит учитывать то, что мозг ребенка развивается до 7 лет, поэтапно. Это сложная структура, включающая с точки зрения нейропсихологической науки 3 базовых блока по А. Р. Лурия– энергетический, приема и обработки информации и блок программирования, регуляции и контроля. Следовательно, при превышении и понижении нагрузки на тот или иной блок, происходит снижение восприятия информации. Поэтому, для того чтобы уравновесить состояние, возникшее вследствие опережения сроков развития, созданноговнешними факторами, в интеллектуальном и эмоциональном плане, тем самым, скорректироватьвозникшее нарушение детско-родительских отношений в сфере обучения, воспитания ребенка или его социализации, вдиагностических комплексах под ред. таких авторов как: Е.А. Стребелева, Н.Н. Павлова, Н.Ю. Куражева, др., включаются вопросы на изучение и понимание сформированности у ребенка процессов самосознания – представления о себе, своем месте в окружающем мире, ближайшем окружении, кругозоре и интересах, личных перспективах развития. Данные понятия дают ребенку основную базу, которая позволяет уверенно себя чувствовать в окружающем его мире в соответствие с нормативами его индивидуального уровня психологического развития (прим. – не всегда соответствующего ожидаемой плане с учетом опережения развития, но гармоничного для конкретного ребенка). В психологии под самосознанием понимается психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я» [1]. В дошкольном же возрасте под это понятие можно отнести все кризисы личностного становления ребенка, начиная от кризиса первого года жизни и первых этапов самостоятельности, до более серьезного этапа с формированием самооценки в 3-летнем возрасте и кризис «становления социального я» и понимания ребенком своей жизненной позиции в мире. Всем указанным этапам развития соответствуют разные критерии сформированности представлений о себе и окружающем мире, которые обеспечивают его естественный интеллектуальный уровень. Так, в 3-4 года ребенок уже имеет представление о том, как его зовут и как зовут членов его семьи (прим. — родителей, братьев/сестер, домашних животных), понимает, кто он по половому признаку, ориентируется в собственном возрасте. В 4-5 лет воспитанник детского сада имеет аналогичные предыдущему эпикризному периоду представления о себе и окружающем мире. Но, если ребенок в этом возрасте будет начинать дифференцировать собственные имя и фамилию – это положительно скажется на развитии логического мышления. В старшем дошкольном возрасте, в 5-7 лет, ребенок уже уверенно ориентируется в дифференцированных понятиях собственного имени, раздельно называя фамилию, имя, отчество, понимает время года и месяц своего рождения, знает имена и отчества родителей и имеет представление об их профессиях родителей, с точки зрения начала первичной профессиональной ориентации. Фантазирует относительно перспектив личностного развития и выбирает для себя приемлемые на данный момент профессии. Дошкольник также называет адрес своего проживания называя город, улицу, дом, квартиру, этаж. Для определения широты кругозора детей и соответствия их развития установленным параметрам, воспитанники должны назвать не менее 5 названий любимых сказок. По результатам реализациипсихолого-педагогической диагностики специалистом на протяжении 4 лет в детском саду города Ярославля, после проведения регулярнойпрофилактической работы с детьми и консультативной работы с родителями, число воспитанников, имеющихдостаточные базовые представления о себе, на сегодняшний день, стало выше. Показатель сформированности параметров самосознания у воспитанников обеспечивает лучшее усвоение образовательной программы, понимание педагогом-психологом дисгармонии в обучении по программе того или иного возраста и определение соответствия ей параметров формирования личности согласно установленным критериям психологической нормы, способствует адекватной самооценке воспитанника и сознательности в выполняемых универсальных учебных, социально-бытовых действиях ввиду того, что вдумчивость и концентрация внимания на задании становятся выше. Также, у детей, которые имеют достаточные показатели самосознания лучше сформирована рефлексия эмоционального состояния, они увереннее осваиваютобразовательную программу, комфортнее чувствуют себя в ситуациях взаимодействия с людьми, не обделены лаской, вниманиемсемьи (прим. – информация о семье лучше запоминается как непроизвольный компонент у воспитанников из социально-благополучных семей и может стать диагностическим критерием в оценке эмоциональной близости в семье). Список использованных литературных источников: 1. Самосознание, — URL: https://ru. ruwiki. ru/wiki/Самосознание (дата обращения: 26. 07. 2025 года)
|