Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие адекватного возрасту самосознания, как фактора, обеспечивающего психологическую зрелость дошкольников в нестабильных и опережающих темпы психического развития ситуациях обучения
Психология
Автор: Никитина Анна Валерьевна   
27.07.2025 07:20

Развитие адекватного возрасту самосознания, как фактора, обеспечивающего психологическую зрелость дошкольников в нестабильных и опережающих темпы психического развития ситуациях обученияРазвитие адекватного возрасту самосознания, как фактора, обеспечивающего психологическую зрелость дошкольников в нестабильных и опережающих темпы психического развития ситуациях обучения

Автор: Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №12» г. Ярославля

В настоящие время ситуация с принятием в детский сад меняется и поступающие в дошкольные образовательные учреждения — этоуже не малышидостаточно сознательного периода 2-3-лет, по критериям раннего возраста, а дети 1.6 лет, зачастую даже младше 1.3г., у которых еще не наступилоличностное развитие. К тому же, выпускники образовательных учреждений –не всегда дети психологической нормы развития старше 7.6 лет (прим. – психологическая зрелость согласно нормативам А.С. Выготского, основанная на периодизации прохождения кризисных периодов эмоциональной нестабильности становления личности человека). Все чащеродителидошкольников «торопятся» в поступить в образовательные учреждения (прим. – сад, школа), по каким-либо причинам, и возрастдетей относится к условно зрелому, что также, нарушает их психологические нормативные показатели развития.

 

Вышеперечисленное можно связать с активной цифровизацией общественной жизни и темпов образовательного процесса, жизнедеятельностью семей. Вследствие чего, на детей ложится высокая ответственность в обучении, они вынуждены владеть большим количеством информации, под стать родителям, уверенно обрабатывая ее и применяя в различных социальных и учебных ситуациях. К тому же, наряду с непростой образовательной программой, загруженностью дополнительными занятиями вне детского сада, законные представители берут выше образовательную планку и перегружают детей лишними, в силу возраста, знаниями, впоследствии, создающими прочную основу для снижения эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости, повышения энергизации и появления страхов, фобий, тревожности разного рода и психологической травматизации не только в дошкольном возрасте, но и пролонгировано, в более старших эпикризных периодах.

С психологической точки зрения причин ускорения образовательных темпов и нарушения, как следствие, качественного и полноценного проживания дошкольного периода, две: 1) стремление законных представителей утвердиться за счет детей и, как следствие, идентификация собственных успехов с успехами детей; 2) неверие по каким-либо причинам в собственного ребенка и навязывание ему навыков чтения и письма еще до окончания детского сада, чтобы осознавать то, что «ребенок не отличается от сверстников» и даже превосходит их по знаниям. При этом родители не учитывают важный критерий эмоциональной, мотивационной, нейропсихической зрелости, а ориентируются только на видимые интеллектуальные показатели развития ребенка.

В данном случае стоит учитывать то, что мозг ребенка развивается до 7 лет, поэтапно. Это сложная структура, включающая с точки зрения нейропсихологической науки 3 базовых блока по А. Р. Лурия– энергетический, приема и обработки информации и блок программирования, регуляции и контроля. Следовательно, при превышении и понижении нагрузки на тот или иной блок, происходит снижение восприятия информации.

Поэтому, для того чтобы уравновесить состояние, возникшее вследствие опережения сроков развития, созданноговнешними факторами, в интеллектуальном и эмоциональном плане, тем самым, скорректироватьвозникшее нарушение детско-родительских отношений в сфере обучения, воспитания ребенка или его социализации, вдиагностических комплексах под ред. таких авторов как: Е.А. Стребелева, Н.Н. Павлова, Н.Ю. Куражева, др., включаются вопросы на изучение и понимание сформированности у ребенка процессов самосознания – представления о себе, своем месте в окружающем мире, ближайшем окружении, кругозоре и интересах, личных перспективах развития. Данные понятия дают ребенку основную базу, которая позволяет уверенно себя чувствовать в окружающем его мире в соответствие с нормативами его индивидуального уровня психологического развития (прим. – не всегда соответствующего ожидаемой плане с учетом опережения развития, но гармоничного для конкретного ребенка).

В психологии под самосознанием понимается психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я» [1]. В дошкольном же возрасте под это понятие можно отнести все кризисы личностного становления ребенка, начиная от кризиса первого года жизни и первых этапов самостоятельности, до более серьезного этапа с формированием самооценки в 3-летнем возрасте и кризис «становления социального я» и понимания ребенком своей жизненной позиции в мире. Всем указанным этапам развития соответствуют разные критерии сформированности представлений о себе и окружающем мире, которые обеспечивают его естественный интеллектуальный уровень.

Так, в 3-4 года ребенок уже имеет представление о том, как его зовут и как зовут членов его семьи (прим. — родителей, братьев/сестер, домашних животных), понимает, кто он по половому признаку, ориентируется в собственном возрасте.

В 4-5 лет воспитанник детского сада имеет аналогичные предыдущему эпикризному периоду представления о себе и окружающем мире. Но, если ребенок в этом возрасте будет начинать дифференцировать собственные имя и фамилию – это положительно скажется на развитии логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте, в 5-7 лет, ребенок уже уверенно ориентируется в дифференцированных понятиях собственного имени, раздельно называя фамилию, имя, отчество, понимает время года и месяц своего рождения, знает имена и отчества родителей и имеет представление об их профессиях родителей, с точки зрения начала первичной профессиональной ориентации. Фантазирует относительно перспектив личностного развития и выбирает для себя приемлемые на данный момент профессии. Дошкольник также называет адрес своего проживания называя город, улицу, дом, квартиру, этаж. Для определения широты кругозора детей и соответствия их развития установленным параметрам, воспитанники должны назвать не менее 5 названий любимых сказок.

По результатам реализациипсихолого-педагогической диагностики специалистом на протяжении 4 лет в детском саду города Ярославля, после проведения регулярнойпрофилактической работы с детьми и консультативной работы с родителями, число воспитанников, имеющихдостаточные базовые представления о себе, на сегодняшний день, стало выше. Показатель сформированности параметров самосознания у воспитанников обеспечивает лучшее усвоение образовательной программы, понимание педагогом-психологом дисгармонии в обучении по программе того или иного возраста и определение соответствия ей параметров формирования личности согласно установленным критериям психологической нормы, способствует адекватной самооценке воспитанника и сознательности в выполняемых универсальных учебных, социально-бытовых действиях ввиду того, что вдумчивость и концентрация внимания на задании становятся выше. Также, у детей, которые имеют достаточные показатели самосознания лучше сформирована рефлексия эмоционального состояния, они увереннее осваиваютобразовательную программу, комфортнее чувствуют себя в ситуациях взаимодействия с людьми, не обделены лаской, вниманиемсемьи (прим. – информация о семье лучше запоминается как непроизвольный компонент у воспитанников из социально-благополучных семей и может стать диагностическим критерием в оценке эмоциональной близости в семье).

Список использованных литературных источников:

1. Самосознание, — URL: https://ru. ruwiki. ru/wiki/Самосознание (дата обращения: 26. 07. 2025 года)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 27 (389) выйдет
31 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год