Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психология
Автор: Петрина Наталья Вадимовна   
19.09.2016 21:20

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья для ребёнка является главным фактором личностного развития. Родительское отношение может как положительно, так и отрицательно влиять на личностное развитие ребёнка. Так же родительское отношение может способствовать развитию тревожности, а более характерно это для часто болеющих детей [2]. Например, если у ребёнка с матерью сложились симбиотические отношения, то тревожность матери легко передастся ребёнку. Из-за того, что ребёнок становится зависим от матери, он не самостоятелен, пассивен, там, где нет мамы, проявляет беспокойство. Так же, это может случиться с ребёнком, к которому проявляется нормальный уровень заботы, но ребёнок боится отца или мать из-за вспыльчивого характера [5].

Следует отметить, что в дошкольном возрасте мальчики тревожней, чем девочки. Мальчиков тревожат мысли о насилии в различных его проявлениях: физические травмы, наказания, несчастные случаи и т.д. В то время как девочки тревожатся из-за отношений с другими людьми: возможные ссоры, расставания.

 

Скачать конспект

В ДОО зачастую коррекцию тревожных состояний проводят только с ребёнком на индивидуальных занятиях. Мы предположили, что коррекционная программа в форме детско-родительских тренинговых занятий с использованием игровых упражнений и элементов арт-терапии, может снизить уровень тревожности и оптимизировать детско-родительские отношения, так как повысится педагогическая и психологическая грамотность родителей, у детей будут сняты мышечные и психологические зажимы, родитель и ребёнок в ходе тренингов смогут выстроить гармоничные отношения.

Программа реализовывалась на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Красноярска. Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком, оптимизация детско-родительских отношений. В программе использованы идеи А. Адлера, И.М. Марковской, Р. Дрейкуса и др. Предполагаемая программа рассчитана на 8 занятий по 25-30 мин., 2 раза в неделю.

Основные принципы коррекционно-развивающей программы:

  • Принцип первый – единство коррекции и развития. Коррекционная работа проводится на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
  • Принцип второй – принцип возрастного и индивидуального подхода к ребенку. Применяется индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с возрастным развитием.
  • Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены.
  • Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Это признание того, что активная деятельность ребенка – есть движущая сила его развития. Принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию различных видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.
  • Пятый принцип – безусловное принятие ребенка. (Со стороны психолога и родителя.)
  • Шестой принцип – принцип демократизма. Предполагает общение взрослого и ребенка в условиях соблюдения равноправия и безусловного принятия.

До и после проведения коррекционной программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений, проводилось исследование уровня тревожности мальчиков и типа родительского отношения к ним. В исследовании мы использовали методики:

  1. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) позволяет изучить и выявить тип родительского отношения к ребёнку (Котова Е.В., 2003).
  2. Проективный тест «Определение уровня тревожности» (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена) позволяет в игровой форме выявить уровень тревожности ребёнка (Костина Л.М., 2003).

До проведения коррекционной программы выявлено следующее:

Рис. 1 Тип родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребёнком.

Рис 2. Уровень тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков старшего дошкольного возраста

По результатам нашего исследования можно сказать, что в группе здоровых мальчиков старшего дошкольного возраста при типах родительского отношения принятие-отвержение, инфантилизация прослеживается высокий уровень тревожности; при симбиозе – средний уровень тревожности; при кооперации — средний и низкий уровни тревожности.

В группе часто болеющих мальчиков старшего дошкольного возраста при типе родительского отношения контроль наблюдается высокий уровень тревожности; при инфантилизации и симбиозе — высокий и средний уровни тревожности; при принятии-отвержении — средний и низкий уровень тревожности; при кооперации — низкий уровень тревожности.

После реализации коррекционной программы мы проведи повторное исследование. Для оценки эффективности коррекционной программы нами были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Получены следующие результаты:

Рис. 3 Уровень тревожности здоровых и часто болеющих мальчиков старшего дошкольного возраста.

Так здоровых мальчиков с высоким уровнем тревожности стало на 20% меньше. Здоровые мальчики с низким и среднем уровнями тревожности составляют по 40% соответственно.

Число часто болеющих мальчиков с высоким уровнем тревожности понизилось на 13%. Число часто болеющих мальчиков с средним и низким уровнем тревожности повысилось на 8% и 5% соответственно.

Рис. 4 Тип родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребёнком.

В семьях с здоровыми мальчиками старшего дошкольного возраста остались предпочтительными типы родительского отношения кооперация (45%) и симбиоз (30%). Тип родительского отношения инфантилизация не выявлен не у одной семьи здоровых мальчиков.

Количество семей с часто болеющими детьми, в которых тип родительского отношения инфантилизация снизилось на 10% и составляет 15%, а в которых тип родительского отношения симбиоз начало составлять 30%. Семей с типом родительского отношения кооперация, где есть часто болеющий ребёнок, стало на 15% больше, их количество составляет 30%. Количество семей с такими типами родительского отношения как принятие-отвержение и контроль осталось таким же (15% и 10% соответственно).

Таким образом, тип родительского отношения имеет прямое влияние на тревожность мальчиков старшего дошкольного возраста, в частности часто болеющих, что доказывает наш эксперимент, а также с помощью коррекционной программы можно оптимизировать или изменить тип родительского отношения в сторону эффективного и снизить тревожность мальчиков старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребёнок: общение в контексте психосоматического подхода: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 304с.
  2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 160с.
  3. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: Учебное пособие по курсу «Психология семьи и семейное консультирование», — Красноярск: РИО КГПУ, 2003, — 176 с.
  4. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж. — Урал. гос. ун-т, Фак. психологии. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
  5. Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год