| Уголок эмоций или экран настроения в группе |
| Психология | |
| Автор: Аликина М.И Каримова М.В | |
| 16.12.2025 11:44 | |
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 92» Воспитатель:
Актуальность. Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Цель: учить детей определять и называть психоэмоциональное состояние человека. Задачи:
Уголок эмоций или экран настроения в группе Экран настроения помогает нам, воспитателям, отслеживать эмоциональное состояние детей. С его помощью можно определить, какие эмоции преобладают у ребят в тот или иной день, и принять меры, если кто-то из детей находятся в подавленном или тревожном состоянии. С помощью экрана настроения в детском саду легко:
Важно учитывать, что экран настроения должен быть доступен для детей разного роста и быть на уровне их глаз. Уголок настроения мы разместили на входе в группу. Здесь экран хорошо виден всем детям и взрослым. Утром, когда ребенок заходит в группу, он выбирает карточку с выражение чувств и в кармашек вставляет свою фотографию, соответствующему его настроению на данный момент. Вечером же, ненавязчиво, можно предложить ребенку снова оценить своё настроение таким же образом. Каждая эмоция — это карточка с соответствующим изображением. Перед тем, как сделать шаблон, мы поговорили с детьми, и они нам подсказали, какие эмоции там должны присутствовать. Это и радость, грусть, удивление; гнев; страх; спокойствие. Эти эмоции являются базовыми и позволяют ребёнку лучше понимать свои чувства и чувства других людей. Однако важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и его эмоциональные потребности могут различаться. Экран настроения не единственный инструмент для отслеживания эмоционального состояния детей. Мы используем его в комплексе с другими методами, такими как наблюдение, беседы с детьми и родителями, различные игры, проводим занятия по эмоциональному развитию. Уголок настроения – средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. 1. «Уголок приветствия» Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок — пиктограмм определяют свое настроение в течение дня); Картотека игр-минуток «вхождения в день» ( «Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» 2. «Уголок гнева» «Листок гнева» — напечатанный лист, который можно скомкать, порвать, бросать и т.д.; «Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться; «Коробочка гнева и раздражения» — темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет). 3. «Уголок уединения» Цель: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т.п.; Мобильный «Домик — трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие; Подушки — «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением; Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным 4. «Уголок настроения» Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. Стенд «Экран настроения» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т.д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями. Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним. Дидактическая игра «Эмоции» (варианты игры) Возраст: 5-7 лет Материал изготовления игры: ламинированная пленка, липучка велькро, пано — стенд. Оборудование:
Вариант 1а. «Собери и назови» Цель игры: учить называть психоэмоциональное состояние человека. Ход игры: ребёнок подбирает картинки, подставляет к лицам и называет психоэмоциональное состояние человека. Вариант 1б. «Расскажи о ситуации» Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию. Ход игры: ребёнок подбирает картинки, подставляет к лицам и описывает ситуацию, называет психоэмоциональное состояние человека. Вариант 2. «Эмоции потерялись». Цель: формировать эмоциональную лексику дошкольников Ход игры: воспитатель предлагает подобрать такую же эмоцию мальчику или девочке. Вариант 3. «Собери эмоцию» Цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение соотносить выражение глаз с выражением рта. Ход игры: ребёнок собирает портрет правильно, подбирая выражение глаз и рта. 5. «Театрально-музыкальный уголок» Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
6. «Уголок волшебных красок» Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.
7. «Уголок библиотерапии» Цель: учить детей понимать себя, словесно выражать свои проблемы, снижать чувство страха, стыда, стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, таким образом, формируя своеобразную «защиту» и опору в реальной жизни.
|



Уголок эмоций или экран настроения в группе








