Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Уголок эмоций или экран настроения в группе
Психология
Автор: Аликина М.И Каримова М.В   
16.12.2025 11:44

Уголок эмоций или экран настроения в группеУголок эмоций или экран настроения в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 92»

Воспитатель:

  • Аликина М.И
  • Каримова М.В

Актуальность.

Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

 Скачать конспект

Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Цель: учить детей определять и называть психоэмоциональное состояние человека.

Задачи:

  • Научить детей понимать состояния свои и окружающих людей.
  • Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
  • Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Уголок эмоций или экран настроения в группе

Экран настроения помогает нам, воспитателям, отслеживать эмоциональное состояние детей. С его помощью можно определить, какие эмоции преобладают у ребят в тот или иной день, и принять меры, если кто-то из детей находятся в подавленном или тревожном состоянии. С помощью экрана настроения в детском саду легко:

  • Отследить эмоциональное состояние ребенка и получить информацию о том, как дети себя чувствуют в разные дни и выявлять возможные проблемы или конфликты.
  • Создать доверительную атмосферу. Когда дети видят, что их эмоции важны и принимаются во внимание, они чувствуют себя более комфортно и безопасно. Это способствует формированию доверительных отношений между детьми и взрослыми.
  • Поддержать эмоциональное развитие детей. Если большинство детей находятся в негативном настроении, воспитатели могут провести дополнительные занятия или мероприятия, направленные на поддержку эмоционального развития.
  • Заниматься профилактикой конфликтов. Если на экране настроения появляются признаки конфликтов или напряжённости, воспитатели могут вмешаться и предотвратить развитие ситуации.
  • Создать позитивную атмосферу в детском коллективе. Когда большинство детей находятся в хорошем настроении, воспитатели могут организовать дополнительные мероприятия, направленные на поддержание позитивной атмосферы.
  • Найти индивидуальный подход. Экран настроения позволяет воспитателям отслеживать эмоциональное состояние каждого ребёнка и при необходимости оказывать ему индивидуальную поддержку.

Важно учитывать, что экран настроения должен быть доступен для детей разного роста и быть на уровне их глаз. Уголок настроения мы разместили на входе в группу. Здесь экран хорошо виден всем детям и взрослым. Утром, когда ребенок заходит в группу, он выбирает карточку с выражение чувств и в кармашек вставляет свою фотографию, соответствующему его настроению на данный момент. Вечером же, ненавязчиво, можно предложить ребенку снова оценить своё настроение таким же образом. Каждая эмоция — это карточка с соответствующим изображением. Перед тем, как сделать шаблон, мы поговорили с детьми, и они нам подсказали, какие эмоции там должны присутствовать. Это и радость, грусть, удивление; гнев; страх; спокойствие. Эти эмоции являются базовыми и позволяют ребёнку лучше понимать свои чувства и чувства других людей. Однако важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и его эмоциональные потребности могут различаться.

Экран настроения не единственный инструмент для отслеживания эмоционального состояния детей. Мы используем его в комплексе с другими методами, такими как наблюдение, беседы с детьми и родителями, различные игры, проводим занятия по эмоциональному развитию.

Уголок настроения – средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка.

1. «Уголок приветствия»

Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок — пиктограмм определяют свое настроение в течение дня);

Картотека игр-минуток «вхождения в день» ( «Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя»

2. «Уголок гнева»

«Листок гнева» — напечатанный лист, который можно скомкать, порвать, бросать и т.д.;

«Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения» — темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет).

3. «Уголок уединения»

Цель: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т.п.;

Мобильный «Домик — трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;

Подушки — «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным

4. «Уголок настроения»

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Стенд «Экран настроения» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т.д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.

Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

Дидактическая игра «Эмоции» (варианты игры)

Возраст: 5-7 лет

Материал изготовления игры: ламинированная пленка, липучка велькро, пано — стенд.

Оборудование:

  • Игровое поле (стенд-пано)
  • контейнер

Вариант 1а. «Собери и назови»

Цель игры: учить называть психоэмоциональное состояние человека.

Ход игры: ребёнок подбирает картинки, подставляет к лицам и называет психоэмоциональное состояние человека.

Вариант 1б. «Расскажи о ситуации»

Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.

Ход игры: ребёнок подбирает картинки, подставляет к лицам и описывает ситуацию, называет психоэмоциональное состояние человека.

Вариант 2. «Эмоции потерялись».

Цель: формировать эмоциональную лексику дошкольников

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать такую же эмоцию мальчику или девочке.

Вариант 3. «Собери эмоцию»

Цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение соотносить выражение глаз с выражением рта.

Ход игры: ребёнок собирает портрет правильно, подбирая выражение глаз и рта.

5. «Театрально-музыкальный уголок»

Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

  • Различные виды театров (пальчиковые, настольные, театральная ширма);
  • Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;
  • Музыкально-дидактические игры, инструменты.

6. «Уголок волшебных красок»

Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.

  • Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.

7. «Уголок библиотерапии»

Цель: учить детей понимать себя, словесно выражать свои проблемы, снижать чувство страха, стыда, стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, таким образом, формируя своеобразную «защиту» и опору в реальной жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год