Сценарий занятия педагога-психолога в подготовительной группе детского сада «Мои Эмоции». |
Психология | |||
Автор: Загородняя Ирина Иоганесовна | |||
23.02.2025 10:30 | |||
1. Вводная часть. Игровой разогрев. Психолог: «Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии! Ребята, я приглашаю вас в круг! Давайте все возьмемся за руки, подарим друг другу и нашим гостям самую нежную и теплую улыбку!» Игра-приветствие «Здравствуй». Цель: Обеспечить для каждого ребенка максимально комфортное вхождение в группу, создать особую доверительную атмосферу. Психолог: «Сначала, давайте поприветствуем друг друга. Я буду передавать игрушку рядом стоящему ребенку и говорить: «Здравствуй, Лена!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Леночка!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка побывает у каждого ребенка и окажется у психолога). Упражнение «Переходящее пожелание».
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности. Психолог: «Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем по кругу говорить друг другу комплименты или желать что-либо. При этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка!» 2. Основная часть. Игротерапевтическая. Психолог: «Друзья мои, я приглашаю вас в увлекательное путешествие! Нас сегодня ожидают трудные испытания, сложные задания, невероятные приключения и самое главное – сокровища! Вы готовы? (Предполагаемые ответы детей: «Да!»). Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим, какие вы внимательные?» Подвижная игра «Пожалуйста!». Цель: Развитие внимания у детей, снятие напряжения. Психолог: «Я буду давать вам команды, выполнить которые вы должны только при условии, если она сопровождается конкретным обращением, например словом «пожалуйста». Если данное слово не прозвучало, а некоторые из вас выполнили команду, то вы выбываете из игры» ( «Встаньте, пожалуйста», «Попрыгайте на одной ноге, пожалуйста», «Посмотрите направо», «Дотроньтесь до моей руки», «Обернитесь вокруг себя, пожалуйста» и др.) Психолог: «Ребята, я убедилась, что вы все очень смелые и внимательные! А в путешествие мы отправляемся для того, чтобы разгадать самую главную загадку, и узнать, что является САМЫМ ВАЖНЫМ НА СВЕТЕ?! Ну что, ребята, отправляемся в путь? (Предполагаемые ответы детей: «Да!»). Закрываем глазки. Крибле, крабле, бум-с!». Упражнение «Корабль и ветер». Цель: настроить группу на рабочий лад, снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Психолог: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» (Упражнение можно повторить 3 раза). Упражнение «Какое у меня настроение?». Психолог: «Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас. Давайте наши веселые, улыбающиеся облака поместим над нашим островом?». Психолог: «Друзья мои! Мы приглашены в Дом Удивлений! Вы рады? (Предполагаемые ответы детей: «Да!»). В Доме Удивлений живет очень веселый хозяин. Он хочет поприветствовать всех вас своим смехом и попросить, чтобы вы тоже посмеялись вместе с ним. Похохочем? (Предполагаемые ответы детей: «Да!»). Прекрасно! Наш добрый хозяин – тот еще выдумщик! Всем своим гостям он предлагает сложные задания. Как вы думаете, справитесь? Комплекс мимической гимнастики Цель: снять напряжение, расслабить лицевые мышцы.
Упражнение «Рожицы»: Мы зажмурим левый глаз, А потом и правый глаз. Мы надуем обе щёки- Вышла рожица у нас. Мы подвигаем бровями (поднимать вверх и вниз), Мы похлопаем губами. Улыбнёмся поскорей (улыбнуться, посмотреть друг другу в глаза), Станем веселей, добрей. Психолог: «Кто стал из вас веселей, добрей? (Предполагаемые ответы детей: «Я!»). Комплекс психогимнастики. Ролевая гимнастика: Цель: развивать актерские способности, помогать почувствовать состояние другого существа, содействовать развитию спонтанности, облегчать проявление чувства гнева.
«Зеркало». Игра в парах – повторение всех движений и жестов. Психолог: «Это просто чудесно, друзья мои! Скажите, что делают ваши руки каждый день? (Предполагаемые ответы детей: «Рисуют, помогают есть, одеваться, играют». Правильно! Наши руки устают и им нужно помочь расслабиться. Сделаем полезные упражнения для рук: «Веселые ручки» Мы похлопаем в ладоши хлоп-хлоп-хлоп (3р.) По коленям хлопнем тоже хлоп-хлоп-хлоп (3р.) Постучим мы кулачками (по полу) Повторяем вместе с вами. Сбросим наше напряженье (встряхивание кистей рук) Дыхательный комплекс Психолог: «А теперь давайте вместе правильно подышим, восстановим дыхание». «Шарик» – релаксация. Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза: Вот мы шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем! Дышится легко… ровно… глубоко… Психолог: «Отлично, так держать! А теперь мы отправляемся дальше. Я с радостью хочу вам предложить повеселиться. Вы любите веселиться? (Предполагаемые ответы детей: «Да, любим!») Игра «Маленькое привидение» Цель: научить детей выплескивать в приемлемой форме накопившийся гнев. Психолог: «Ребята, в нашей чудесной стране живут маленькие добрые привидения и сейчас мы с вами их изобразим. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (психолог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я и наши гости будут тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если мы будем громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!» Игра «Аптека «Ну и ну!» «Внимание! Внимание! Для здоровья человека, в городе открыта новая аптека!» Психолог: Друзья! А вы заботитесь о своем здоровье? (Предполагаемые ответы детей: «Заботимся!»). Замечательно! Давайте-ка мы посетим эту необычную аптеку». Психолог читает рекламный буклет: «Бесплатные товары от злости, скуки, грусти и прочего плохого настроения. Аннотация к антикапризину и негрустину: использовать данные лекарства не по назначению, противопоказаний нет, принимать при всех приступах агрессии, грусти и тоски». Упражнения «Чудо-таблетка» и «Баночка для криков». Психолог: «Превосходно! Друзья мои! В этой аптеке «Ну и ну!» есть «чудо-таблетка» от вируса капризов и баночка для криков, куда можно собирать неправильные крики. Друзья, а в вас живут иногда капризки? (Предполагаемые ответы детей: «Бывает, иногда). Мы сейчас будем эти капризки из нас выгонять» Детям предлагается сесть в круг. Ведущий открывает баночку для криков и ставит ее посередине круга, объясняя детям, что в эту баночку полетят все неправильные крики. Затем психолог показывает «чудо-таблетку» и говорит, что она лечит капризки и грустинки. Он сильно стучит руками по модулю, громко выкрикивая: «Не хочу! Не буду!». Дальше модуль передается сидящему рядом ребенку. Ему предлагается проделать тоже самое. И так модуль дальше переходит из рук в руки до последнего ребенка. Игра «Дождик» Цель: снятие мышечного напряжения с кистей, развитие мелкой моторики рук. Психолог: «Ребята, скажите, как часто вы капризничаете? Как вы себя при этом ведете? А как это выглядит со стороны? Давайте мы поучимся с ними справляться?». Дети получают по листу цветной бумаги, и им предлагается в течение трех минут мелко нарвать эту бумагу (звучит музыка). Друзья, куда же выбросим наши капризки? (Предполагаемые ответы детей: «Переложить в другую банку и выбросить в мусорку)». Психолог: «Отлично, друзья мои! А теперь мы отправляемся дальше. Вы готовы? (Предполагаемые ответы детей: «Готовы!»). «Вперед! Нас дорога вдаль зовет!». Упражнение «Оркестр». Психолог: «Возьмите, пожалуйста, в руки любые «лекарства». Попробуйте подействовать этими предметами. И так, представляем вам музыкальную композицию «Не болей-ка!» (Под музыкальное сопровождение участники извлекают звуки из предложенных предметов). 3. Релаксационный этап. Упражнение «Порхание бабочки» Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения (Упражнение на релаксацию выполняется под спокойную расслабляющую музыку «Одинокий пастух»). Психолог: «Ребята, а сейчас представьте, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю поляну, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... 5, 4, 3, 2, 1. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день. Возвращаемся в класс». 4. Заключительный этап. Коллективное задание «Бабочка с эмоциями». Каждому ребенку раздаются картинки бабочек и карандаши. На бабочке каждый ребенок должен нарисовать любую эмоцию, которую он испытывает в данный момент. Затем все бабочки наклеиваются на полянку». Дети работают под музыку. Упражнение «Самое важное на свете!» Психолог: «Ребята, вот и заканчивается наше путешествие, но мы с вами так и не открыли главную тайну, что же является САМЫМ ВАЖНЫМ на свете? Как вы думаете? (Ответы детей)». Психолог: «Ребята, у нас есть один сундучок. Наверно в нем и спрятана эта важная тайна! Давайте откроем его? (Ответы детей). Я буду открывать сундучок, и каждый по очереди в него заглянет! Только пока никому не говорите, что вы там увидели. Договорились?». Все дети по очереди заглядывают в сундучок. Психолог: «Что вы там увидели? А точнее… КОГО? Что САМОЕ ВАЖНОЕ на свете? Конечно! Мы с вами, каждый из нас, а также умение жить в мире и согласии с собой и со всем миром. А это значит – дарить людям любовь, быть терпимым, уметь прощать! Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надежными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми, готовыми помочь. И все это вам поможет жить в мире!» Психолог: «Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? А какое задание вам понравилось? А какое задание показалось наиболее сложным?» Прощание Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей. Психолог: «Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в кружок. Я желаю, чтобы вам хорошего настроения и положительных эмоций. А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».
|