ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СРЫВЫ У ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА |
Психология | |||
Автор: Стабровская Наталья Юрьевна | |||
09.02.2025 09:19 | |||
Аннотация. Статья раскрывает вопрос об эмоциональных срывах детей в возрасте четырех лет, что является распространенным явлением, так как возраст 3-4 лет является одним из ключевых этапов формирования личности ребенка. В статье рассмотрена специфика данного возрастного периода, эмоциональные реакции, свойственные детям в четыре года, предложены методы снятия стресса в период эмоциональных срывов. Ключевые слова. Дошкольный возраст, эмоциональные срывы, предотвращение детских эмоциональных срывов, преодоление детских эмоциональных срывов, специфика четырехлетнего возраста. Эмоциональные срывы у детей представляют собой психологический феномен, который коренится в их недостатке опыта и навыков регулирования собственных эмоций. В процессе взросления дети сталкиваются с множеством новых, часто стрессовых ситуаций, которые вызывают у них непреодолимые чувства – страх, гнев или печаль. В момент, когда ребенок не справляется с незнакомыми или тревожными для него ощущениями самостоятельно, эмоциональные срывы становятся способом выражения внутреннего конфликта. Каждое такое проявление рассматривается психологами и педагогами как возможность обучения новому, работы с эмоциями и поиска конструктивных способов их переживания[7]. В возрасте четырех лет происходит развитие личности ребенка, потому что уже проявляется осознание собственного «я» и формируются основные аспекты самооценки, что делает данный период основополагающим для дальнейшего нравственного, умственного и социального развития. В возрасте четырех лет дети становятся более настойчивыми в своих стремлениях к самостоятельности, но их способности все еще недостаточны для эффективного выполнения поставленных задач без помощи взрослых, что требует внимательного подхода со стороны родителей и педагогов. Учет потребности ребенка в помощи и поддержке и создание условий для самостоятельного действия имеют приоритетное значение в формировании уверенности в своих силах у ребенка [1]. Педагоги Э. Невилл и Д.К. Джонсон выделяют два основных типа эмоциональных срывов – истерики характера, возникающие на фоне внутреннего напряжения, и манипулятивные истерики, направленные на достижение конкретных целей. Такие проявления, хотя и являются трудными для взрослых, служат своеобразными «окнами» в эмоциональный мир ребенка, отражая его потребности и реакции на окружающую действительность. Признавая и анализируя причины, стоящие за эмоциональными срывами, родители и педагоги получают «точную инструкцию» по формированию более спокойной и стабильной обстановку для ребенка, параллельнообучая его управлению эмоциями, что в долгосрочной перспективе способствует его эмоциональному и социальному развитию[3]. Память, оставаясь непроизвольной у ребенка в возрасте четырех лет, начинает работу с эмоционально насыщенной информацией, способствуя запоминанию положительных и отрицательных моментов. К четырем годам речевое развитие достигает нового уровня (что в дальнейшем влияет на эмоциональные всплески) — дети проявляют способности к самостоятельной беседе, пересказыванию событий и проявлению интереса к значению слов, расширяя свой словарь. Приоритетным аспектом остается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками, что содействует сбалансированному формированию социального опыта [2]. Согласно данным справочника MSD за 2023 г. более 3% детей в возрасте до 5 лет имеют тревожные расстройства и выраженные эмоциональные срывы (рисунок 1). Рисунок 1 – Статистика по тревожным расстройствам и срывам детей в возрасте до 5 лет [6] Согласно рисунку 1, 1,5% детей на 2023 год имели выраженные эмоциональные срывы, а 1,7% детей данной возрастной группы – тревожные расстройства. В психологии и педагогике недавно был сформирован термин «синдром четырехлетнего ребенка», который, по сути, является переходной стадией в развитии психических и двигательных функций. В возрасте четырех лет дети часто переживают изменения в поведении и эмоциональном развитии, что нередко характеризуется проявлениями «синдрома четырехлетнего ребенка» [5]. Эмоциональные вспышки в данной возрастной группе становятся более частыми, так как дети уже дифференцируют свои чувства, но не справляются с ними. В таком контексте синдром четырехлетнего ребенка является естественной стадией развития, но требует от родителей проявления терпения, понимания и последовательности в подходе к воспитанию для поддержки эмоционального развития ребенка в условиях возникающих трудностей. На рисунке 1 представлены основные симптомы периода «синдрома четырехлетнего ребенка». Рисунок 1 — Симптомы периода «синдрома четырехлетнего ребенка». Установление правил и границ при общении с ребенком при возникновении эмоционального срыва дает ему возможность ориентации в знакомой среде, способствуя формированию чувства безопасности и уверенности. Родителям в данном случае рекомендуется (с целью отвлечения ребенка от триггера истерики) переключение ребенка на рутинные занятия, обучение детей навыкам решения проблем (то есть адекватной реакции на трудности). Поддержка со стороны сообществ и специалистов при таком подходе укрепляет родительскую уверенность, предлагая полезные инструменты и ресурсы для продуктивного сопровождения ребенка в данный период развития [4]. Таким образом, эмоциональные срывы у четырехлетнего ребенка являются естественной частью процесса его развития, отражающей стремление к самостоятельности и попытки выражения своих чувств, что вызвано внутренними переживаниями и внешними факторами (изменениями в окружении или усталостью). В данном возрасте дети учатся управлению эмоциями и часто испытывают трудности в регулировании реакций, чтопроявляется в истериках, капризах или упрямстве. Как отмечают специалисты в области дошкольной педагогики и психологии, чуткое отношение к эмоциональным «волнам» ребенка, включающее активное внимание, создание безопасной и предсказуемой среды, обучение стратегиям саморегуляции и выражению чувств, способствует развитию навыков общения и управления эмоциями. Список использованных источников
|