Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СРЫВЫ У ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
Психология
Автор: Стабровская Наталья Юрьевна   
09.02.2025 09:19

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СРЫВЫ У ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКАЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СРЫВЫ У ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

Аннотация. Статья раскрывает вопрос об эмоциональных срывах детей в возрасте четырех лет, что является распространенным явлением, так как возраст 3-4 лет является одним из ключевых этапов формирования личности ребенка. В статье рассмотрена специфика данного возрастного периода, эмоциональные реакции, свойственные детям в четыре года, предложены методы снятия стресса в период эмоциональных срывов.

Ключевые слова. Дошкольный возраст, эмоциональные срывы, предотвращение детских эмоциональных срывов, преодоление детских эмоциональных срывов, специфика четырехлетнего возраста.

 Скачать конспект

Эмоциональные срывы у детей представляют собой психологический феномен, который коренится в их недостатке опыта и навыков регулирования собственных эмоций. В процессе взросления дети сталкиваются с множеством новых, часто стрессовых ситуаций, которые вызывают у них непреодолимые чувства – страх, гнев или печаль. В момент, когда ребенок не справляется с незнакомыми или тревожными для него ощущениями самостоятельно, эмоциональные срывы становятся способом выражения внутреннего конфликта. Каждое такое проявление рассматривается психологами и педагогами как возможность обучения новому, работы с эмоциями и поиска конструктивных способов их переживания[7].

В возрасте четырех лет происходит развитие личности ребенка, потому что уже проявляется осознание собственного «я» и формируются основные аспекты самооценки, что делает данный период основополагающим для дальнейшего нравственного, умственного и социального развития. В возрасте четырех лет дети становятся более настойчивыми в своих стремлениях к самостоятельности, но их способности все еще недостаточны для эффективного выполнения поставленных задач без помощи взрослых, что требует внимательного подхода со стороны родителей и педагогов. Учет потребности ребенка в помощи и поддержке и создание условий для самостоятельного действия имеют приоритетное значение в формировании уверенности в своих силах у ребенка [1].

Педагоги Э. Невилл и Д.К. Джонсон выделяют два основных типа эмоциональных срывов – истерики характера, возникающие на фоне внутреннего напряжения, и манипулятивные истерики, направленные на достижение конкретных целей. Такие проявления, хотя и являются трудными для взрослых, служат своеобразными «окнами» в эмоциональный мир ребенка, отражая его потребности и реакции на окружающую действительность. Признавая и анализируя причины, стоящие за эмоциональными срывами, родители и педагоги получают «точную инструкцию» по формированию более спокойной и стабильной обстановку для ребенка, параллельнообучая его управлению эмоциями, что в долгосрочной перспективе способствует его эмоциональному и социальному развитию[3].

Память, оставаясь непроизвольной у ребенка в возрасте четырех лет, начинает работу с эмоционально насыщенной информацией, способствуя запоминанию положительных и отрицательных моментов. К четырем годам речевое развитие достигает нового уровня (что в дальнейшем влияет на эмоциональные всплески) — дети проявляют способности к самостоятельной беседе, пересказыванию событий и проявлению интереса к значению слов, расширяя свой словарь. Приоритетным аспектом остается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками, что содействует сбалансированному формированию социального опыта [2].

Согласно данным справочника MSD за 2023 г. более 3% детей в возрасте до 5 лет имеют тревожные расстройства и выраженные эмоциональные срывы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Статистика по тревожным расстройствам и срывам детей в возрасте до 5 лет [6]

Согласно рисунку 1, 1,5% детей на 2023 год имели выраженные эмоциональные срывы, а 1,7% детей данной возрастной группы – тревожные расстройства. В психологии и педагогике недавно был сформирован термин «синдром четырехлетнего ребенка», который, по сути, является переходной стадией в развитии психических и двигательных функций. В возрасте четырех лет дети часто переживают изменения в поведении и эмоциональном развитии, что нередко характеризуется проявлениями «синдрома четырехлетнего ребенка» [5]. Эмоциональные вспышки в данной возрастной группе становятся более частыми, так как дети уже дифференцируют свои чувства, но не справляются с ними. В таком контексте синдром четырехлетнего ребенка является естественной стадией развития, но требует от родителей проявления терпения, понимания и последовательности в подходе к воспитанию для поддержки эмоционального развития ребенка в условиях возникающих трудностей. На рисунке 1 представлены основные симптомы периода «синдрома четырехлетнего ребенка».

Рисунок 1 — Симптомы периода «синдрома четырехлетнего ребенка».

Установление правил и границ при общении с ребенком при возникновении эмоционального срыва дает ему возможность ориентации в знакомой среде, способствуя формированию чувства безопасности и уверенности. Родителям в данном случае рекомендуется (с целью отвлечения ребенка от триггера истерики) переключение ребенка на рутинные занятия, обучение детей навыкам решения проблем (то есть адекватной реакции на трудности). Поддержка со стороны сообществ и специалистов при таком подходе укрепляет родительскую уверенность, предлагая полезные инструменты и ресурсы для продуктивного сопровождения ребенка в данный период развития [4].

Таким образом, эмоциональные срывы у четырехлетнего ребенка являются естественной частью процесса его развития, отражающей стремление к самостоятельности и попытки выражения своих чувств, что вызвано внутренними переживаниями и внешними факторами (изменениями в окружении или усталостью). В данном возрасте дети учатся управлению эмоциями и часто испытывают трудности в регулировании реакций, чтопроявляется в истериках, капризах или упрямстве. Как отмечают специалисты в области дошкольной педагогики и психологии, чуткое отношение к эмоциональным «волнам» ребенка, включающее активное внимание, создание безопасной и предсказуемой среды, обучение стратегиям саморегуляции и выражению чувств, способствует развитию навыков общения и управления эмоциями.

Список использованных источников

  1. Арсаханова Г.А. Педагогические условия формирования противодействия стрессовых явлений в учебных заведениях // Управление образованием: теория и практика. 2021. №3 (43). – С. 55-60
  2. Веракса Н.Е., Белолуцкая А.К. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ зарубежных и российских исследований роли диалектического мышления в регуляции аффекта и распознавании сложных чувств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021. №1. – С. 119-127
  3. Истерики у дошкольников и как с ними справляться. — ГКД^https://www.zamulina.razvitie. edusite. ru
  4. Павлова О.С. Особенности социализации, свойственные разным нозологическим группам // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-2. – с. 29-38
  5. Синдром четырехлетнего ребенка. BG. – URL: https: //npistanbul. com/ru/cto-takoe-sindrom-cetyrexletnego-rebenka
  6. Справочник MSD – URL: https://www. msdmanuals. com
  7. Цечоева Р.Х., Точиева М.М. Психологическая помощь ребенку дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-3. – С. 49-54
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год