Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Сеничкина Анна Борисовна   
02.01.2025 21:37

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возрастаРазвитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «ЯБЛОНЬКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

Специалист ответственный за реализацию проекта: педагог-психолог Сеничкина Анна Борисовна 2024 год

Проблема:

Проект направлен на развитие эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС, целями и задачами основной образовательной программы МДОУ ДС № 6 «От рождения до школы» и приоритетным направлением работы педагога-психолога.

 

Скачать материалы к проекту

Тема «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» выбрана нами не случайно. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Так же благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Благодаря данному проекту дети должны понять, что все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и «ладим» с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за «ширму», они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, а во-вторых, мы их необуздаем, если подведет «ширма».

Цель проекта: знакомство детей с основными эмоциями.

Задачи:

  1. Познакомить детей с базовыми эмоциями.
  2. Обучить детей распознаванию и произвольному проявлению чувств.
  3. Обучить детей пониманию относительности в оценке чувства.
  4. Обучить детей умению владеть своими чувствами.
  5. Научить детей умению принимать во внимание чувства другого человека.
  6. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов психолога,

родителей и детей.

Ожидаемый результат:

  • Дети научатся понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
  • Дети получат представление о способах выражения собственных эмоций;
  • Дети научатся управлять своими эмоциями и чувствами.

Характеристика проекта:

  • По доминирующему методу: информационно-практико-ориентированный.
  • По характеру содержания: включают воспитателя, психолога, ребенка и его семью.
  • По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей.
  • По количеству участников: индивидуальный, парный и групповой.
  • По продолжительности: средней продолжительности.

Принципы организации проекта:

  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческих эмоций, путем повышения активности, инициативы ребенка.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (н-р: изобразительной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном для ребенка уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка.

Условием освоения каждого этапа проекта является коллективная мыслительная деятельность воспитателя и педагога-психолога, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Цикл занятия

Цикл занятий «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.

Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.

В занятиях используются следующие методические средства:

  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
  • Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
  • Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
  • Использование эмоционально-символических методов — групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
  • Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки».
  • Арт-терапия.

Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.

Занятие №1 «Радость»

Чтение стихотворения «Катя в яслях»

Девочки и мальчики,

Прыгают, как мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

-О каком чувстве идет речь?

Дети распознают чувство радости.

Показ пиктограммы радости.

Изучение эмоции МАК «радость» (карта с эмоцией на магнитной доске)

- Как вы догадались, что это радость? Глаза — чуть прищурены, на лице улыбка.

Дети показывают на своем лице радость.

Беседа

«Когда вы были маленькими, то радовались, когда…»

Дети по кругу заканчивают предложение. Затем детям предлагается рассказать самый веселый случай, который произошел с ними. Дети слушают рассказы друг друга. В конце упражнения обсуждение и рефлексия.

Игра с зеркалом

«Сейчас мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»

Энциклопедия «Чувства и эмоции»

Чтение сказки про эмоцию «радость». Обсуждение темы, выполнение упражнений

Задание «Мир моих эмоций»

Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»

Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»

Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Радость»

«Дневник настроения»

Работа с проектом «Дневник настроения»

Фото детей на эмоцию «радость»

Психогимнастика «Ручеек радости».

Дети садятся на ковер, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленький и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Упражнение сопровождается музыкой из передачи «Спокойной ночи малыши».

Педагог: «Наше занятие закачивается. В заключении представьте, что вы волшебники и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле........

Например: пусть избавятся от болезней, пусть у всех будет дом и т.д.»

Занятие №2 «Злость»

Упражнение «Солнечный зайчик»

«Ребята представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках…

Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги…

Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним».

Этюд «Король боровик не в духе»

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком.

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Беседа, показ пиктограммы «Злость»

«Ребята, что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? С помощью зеркала, дети рассматривают свою злость и продолжают предложение: «Когда я злюсь, моя злость похожа на…».

Попробуйте показать злость руками, телодвижением и проговорить фразу: «Уходи!».

Энциклопедия «Чувства и эмоции»

Чтение сказки про эмоцию «Злость». Обсуждение темы, выполнение упражнений

Задание «Мир моих эмоций»

Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»

Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»

Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Злость»

«Дневник настроения»

Работа с проектом «Дневник настроения»

Фото детей на эмоцию «Злость»

Упражнение «ДАРТС»

Сегодня я принесла вам игру «Дартс». Как вы думаете, для чего? Сейчас, мы с вами будем учиться справляться со своей злостью. Как вы думаете, как можно справиться со злостью? Что нужно сделать? (Побоксировать подушку – если хотите ударить рукой; пнуть напольную подушку – если хотите кого–нибудь пнуть ногой; крикнуть в «Мешочек злости» — если кто–то любит обзываться и злословить. Нужно попасть в мишень. Ребята самое главное в игре – это сила, с которой бросается снежок. Она должна быть такой же, как ваше раздражение. Вспомните ситуацию, когда вы были очень злы на кого-нибудь или на что-нибудь. Кто вспомнил, подходите ко мне, берите снежок, заканчивает предложение: «Я разозлился, когда…» и бросает снежок в мишень. Надеюсь, что это поможет вам понимать друг друга, быть внимательными и терпимыми».

Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.

Занятие №3 «Удивление»

Ой, смотрите, кто – то там ползет!

На себе он домик свой везет…

И волшебное это мгновение

Вызывает у всех удивление!

«Сегодня мы с вами поговорим о таком чувстве, как удивление».

Беседа. Показ пиктограммы и картинок с изображением удивления.

Ребята, давайте опишем лицо удивленного человека. Что происходит с его лицом? С бровями?.. Правильно, они подняты вверх. С глазами?... Они широко открыты. С губами?... Они растянуты и похожи на букву «о».

Упражнение с зеркалом

Детям раздаются зеркала, педагог просит показать удивление и рассмотреть его в зеркале, проговорив при этом следующие слова: «Вот это да!»

Упражнение «Закончи предложение».

«Удивление – это, когда…»

«Я удивляюсь, когда…»

«Мама удивляется, когда…»

«Воспитатель удивляется, когда…»

Рассказ «Живая шляпа»

Чтение рассказа про эмоцию «удивление». Обсуждение темы, выполнение упражнений

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Куда?

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди, посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.

— Постой, я тоже клюшку возьму.

— Да у нас другой клюшки нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в «шляпу». Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

Задание «Мир моих эмоций»

Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»

Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»

Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Удивление»

«Дневник настроения»

Работа с проектом «Дневник настроения»

Фото детей на эмоцию «Удивление»

Рассказ «Круглые глаза»

Однажды первоклассник Артур шел из школы. Он зашел в подъезд и увидел, что там бегает тряпка. Он очень удивился. Артур поднял тряпку и увидел, что под ней сидит котенок».

Занятие №4 «Страх»

Психогимнастика для лица

«Сядем поудобнее: спинка прямая. Начиная гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох, Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга. Спасибо».

Беседа. Изучение пиктограммы «Страх»

Меня напугал так сильно страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул: «Ах!»

Совсем наоборот.

Я крикнул: «Ха!», и мигом страх

Забился под забор…

Он струсил сам! И слово «Ах»

Я позабыл с тех пор.

«О каком чувстве идет речь?»

«А как вы догадались, что это страх?» Глаза и рот широко раскрыты, он вот- вот закричит. Давайте попытаемся изобразить страх на своем лице.

«Страх – это, когда…»

Упражнение «Воспитай свой страх»

Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, н-р, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т.д. Педагог выдает каждому ребенку лист с изображением страха. Дети представляют, что это их страх и начинают его «воспитывать».

Энциклопедия «Чувства и эмоции»

Чтение сказки про эмоцию «страх». Обсуждение темы, выполнение упражнений

Задание «Мир моих эмоций»

Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»

Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»

Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Страх»

«Дневник настроения»

Работа с проектом «Дневник настроения»

Фото детей на эмоцию «Страх»

Упражнение «Мусорное ведро»

Цель: снятие страхов.

Ведущий выдает каждому ребенку рисунки страха и предлагает разорвать их на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Использовать можно тот же рисунок.

Занятие №5 «Грусть»

Чтение стихотворения

«Сегодня я хочу вам прочитать стихотворение, а вы догадаетесь, о каком чувстве идет речь».

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

Только помню, что во сне

Я без мамы был.

Мне не хочется играть

И мультики смотреть.

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват.

Беседа. Изучение пиктограммы «Грусть»

Давайте покажем на лице грусть. «Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть».

Игра «Волшебный стул»

Ребенок садится в центре на стул и грустит, а остальные дети подходят и пытаются его развеселить (поглаживают и говорят ласковые слова).

Энциклопедия «Чувства и эмоции»

Чтение сказки про эмоцию «грусть». Обсуждение темы, выполнение упражнений

Задание «Мир моих эмоций»

Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»

Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»

Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Грусть»

«Дневник настроения»

Работа с проектом «Дневник настроения»

Фото детей на эмоцию «Грусть»

Занятие №6 «Интерес»

Упражнение «Поделись приятным за неделю»

Дети по кругу рассказывают, что у них произошло хорошего за неделю.

Беседа. Изучение пиктограммы «Интерес»

«На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о таком чувстве, как интерес». Показ пиктограммы «интерес»

Упражнение «Зеркало»

Потом с помощью зеркала дети ищут интерес в своем отражении.

«Какое у вас лицо?» — сосредоточенное, голова — направлена в сторону происходящего, взгляд – пристальный, рот – полуоткрыт, шея –вытянута вперед, голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд, выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела, «Что там происходит?»

Упражнение «Закончи предложение»

«Интерес – это, когда…»

«Мне интересно, когда…»

«Маме интересно, когда…»

Энциклопедия «Чувства и эмоции»

Чтение сказки про эмоцию «интерес». Обсуждение темы, выполнение упражнений

Задание «Мир моих эмоций»

Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»

Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»

Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Интерес»

«Дневник настроения»

Работа с проектом «Дневник настроения»

Фото детей на эмоцию «Интерес»

Упражнение «Что слышно»

Педагог предлагает детям послушать тишину. И запомнить, кто, что услышал, поделившись с другими.

Занятие №7 «Стыд»

Цель: знакомство с эмоцией «стыд», с чувством вины.

Оборудование: пиктограмма «вина».

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Педагог: «А сейчас разбейтесь на пары. Сядьте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы выполнять их. (Каждое задание выполняется 2-3 мин.)

  1. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Отпустите руки.
  2. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. Отпустите руки.
  3. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помирится. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы здороваетесь одними руками.

Затем идет обсуждение упражнения.

История «Косточка»

«Послушайте историю про мальчика Ваню».

Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «Дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что, если съел кто-нибудь из вас, это не хорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотил косточку, то через день заболеет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вот такая история. Как вы думаете, почему Ваня заплакал? Какое он испытывал чувство?

Да, это чувство стыд. Как вы думаете, что при этом происходит с лицом человека?..... (глаза прикрыты, на лице румянец). С телом?... (голова опущена, плечи сжаты).

Показ пиктограммы «вина».

Дети показывают на лице вину.

Беседа.

«За что нам бывает стыдно? Как можно загладить вину?»

(Попросить извинения, не делать, так чтобы было стыдно)

Педагог просит детей вспомнить истории из их жизни, как они загладили свою вину перед товарищами, мамой, воспитателем.

Игра «Подарки»

Цель: создание положительного эмоционального фона.

«Все мы любим, получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представьте, что мы все можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получит подарок, не забывает говорить «Спасибо».

Подведение итогов занятия.

Занятие №8 «Наши эмоции»

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

- Как, ребята, вы уже догадались, наше занятие будет посвящено нашим чувствам.

- Скажите, ребята, у кого какое сегодня настроение?

Задание «Эмоции»

- А теперь ребята, давайте посмотрим на эту картинку, и подумаем, что чувствуют сейчас каждый из шариков?

- Соедините рисунки и слова.

- Кто начнет первым?

-Молодцы ребята!

Энциклопедия «Чувства и эмоции»

Чтение сказки про эмоцию «интерес». Обсуждение темы, выполнение упражнений

Задание «Мир моих эмоций»

Выполнение заданий в тетради «Мир моих эмоций»

Просмотр мультфильма «Мирра и Гоша»

Мультфильм «Мирра и Гоша» про эмоцию «Интерес»

«Дневник настроения»

Работа с проектом «Дневник настроения». А теперь, ребята, давайте нарисуем свое настроение. А сейчас, мы по рисункам будем угадывать у кого какое настроение.

Игра «Закончи предложение»

«Я радуюсь когда -…»

«Мне интересно, когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мне стыдно, когда…»

Педагог называет эмоции и кидает мяч, кто его поймал, тот отвечает.

Упражнение «Морщинки»

Детям предлагается несколько раз вдохнуть и выдохнуть «Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично…Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь –соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»

Итоговое занятие

«Краски волшебной сказки»

Цель: Развивать эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста. Раскрепостить детей, создать благоприятный эмоциональный фон занятия; установить положительные эмоциональные связи между детьми в группе; развивать у детей точность оценки и выражения эмоций; формировать умение понимать свои и чужие эмоции; учить управлять эмоциями.

Материалы и оборудование: флеш – карта; ноутбук; мультимедийное оборудование; камушки (для раскраски); краски; кисти; магнитная доска; ватман; маркер; набор нарисованных животных к сказке «А просто так».

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю вам поздороваться необычным способом. Проходите, вставайте в круг. Я хочу, чтобы вы почувствовали, какие мы дружные, сплоченные. Для этого первый ребенок протягивает ладошки вперед и называет свое имя. Следующий ребенок свои ладошки кладет на ладошки предыдущего ребенка и также называет свое имя и т.д. В результате образуется веселая башенка из ладошек (педагог-психолог начинает игру, называет свое И. О. и протягивает ладонь вперед в круг). Здорово! Теперь мы одна дружная, веселая команда!

Ребята, вот мы с вами и завершили обучение в школе эмоций. Скажите пожалуйста, какие эмоции теперь мы с вами знаем? Правильно – радость, злость, грусть, обида, страх, удивление.

Давайте с вами сделаем эмоциональную зарядку!

Улыбнёмся мы вот так (улыбнуться)

Застесняемся вот так (опустили в бок голову, опустили глазки, ножку подвернули вбок)

Рассмеёмся, разозлимся (засмеялись, нахмурились, кулаки сжали и показали)

Топнем ножкой, удивимся (топнуть ногой, поднять бровки)

Хмурим брови, расправляем (нахмурили брови, расправили)

Хорошо все чувства знаем (палец «О-кей!» вперед показали)

Ребята я вам сегодня предлагаю отправиться в волшебную страну, где живут необычные жители и правит этой страной королева Эмоция. (На экране появляется заставка «Волшебная страна».) Отправляемся.

Ребята, вот мы и очутились в волшебной стране. Но что это, посмотрите, почему тут полная тишина, никого нет, птицы не поют, и ветерок затих. (Раздается звук скайпа, на экране появляется письмо.) Ребята, нам письмо от королевы Эмоции. Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте маленькие странники! В нашем сказочном царстве был волшебный камень, он охранял страну от всяких напастей и защищал жителей страны. Но вот однажды все потемнело вокруг, поднялась буря. А когда рассеялся мрак, то увидели жители, что нет их волшебного камня».

Ребята, как мы можем помочь жителям страны? (Ответы детей). Правильно! Молодцы! По слухам волшебной страны камень последний раз видели на волшебной поляне, но чтобы туда добраться нужно пройти через заколдованный лес, сказочное озеро! Вы готовы? Тогда в путь…

Чтобы добраться до заколдованного леса нужно пройти по дорожке и сесть на стульчики (появляется заставка «Заколдованный лес».) Вот мы и на месте. Лес хочет проверить, как мы знаем сказки про эмоции. Вам нужно в представленных иллюстрациях определить эмоцию и назвать, какая сказка здесь изображена. (Дети играют в игру.) Молодцы! Продолжаем наш путь…

Вот мы и подошли к сказочному озеру, здесь можно отдохнуть и послушать сказку, которую я вам сейчас расскажу с помощью жителей этой деревни, называется она «А просто так»:

Маленький песик гулял по лесу. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет ослик с огромным букетом цветов. Ослик, напевая песенку, подошел к песику и подарил ему букет. Удивился песик и спросил ослика: «А за что». «А просто так», ответил ослик и побежал дальше. Постоял песик, посмотрел на букет и запел веселую песенку. Он был очень рад!!!

Вопросы детям: Какое чувство испытывает песик в начале сказки? А, в конце? А, почему?

Ребята, куда мы дальше должны идти? (Ответы детей.) Верно на волшебную поляну, тогда в путь… (Звучит музыка.) Идем по дорожке и садимся на стульчики. Представьте, что под ногами у нас волшебная дорожка, на ней мягкая травка, дорожка меняется, на ней — то камушки, то сосновые иголочки, то песочек. А теперь мы выходим на поляну (Появляется заставка «Волшебная поляна».)

Ребята, вот мы и на месте. Ой, Ребята, а что это такое, как вы думаете? Все правильно это осколки от нашего украденного волшебного камня. Но некоторых частей не хватает и поэтому он потерял свою силу. Мы на занятиях с вами разукрашивали волшебные камешки, это и есть те самые недостающие части, давайте из них сложим целый камень и он обретет снова свою силу. Ребята, жители очень ждут нашей помощи, поэтому работаем быстро! (Работа детей с камнями.)

Ребята, сейчас мы отправим наш камень королеве Эмоций, подойдите к экрану и повторяйте за мной волшебное заклинание: «Снип – снап – снурре – буре»! (идет отправка камня., накрывается тканью). Звучит голос королевы: Спасибо вам огромное, что спасли нашу волшебную страну, спасибо от лица всех жителей! Ребята наше волшебное путешествие подошло к концу. Расскажите, что вам запомнилось? Что понравилось?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год