Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование МАК карт в работе педагога-психолога с дошкольниками ОВЗ.
Психология
Автор: Чурикова Мария Валерьевна Воложенина Оксана Юрьевна   
19.10.2024 19:54

Использование МАК карт в работе педагога-психолога с дошкольниками ОВЗ.Использование МАК карт в работе педагога-психолога с дошкольниками ОВЗ.

  • Воложенина Оксана Юрьевна педагог – психолог МБ ДОУ «ЦРР-Д/с №224»
  • Чурикова Мария Валерьевна Педагог – психолог МБ ДОУ «Детский сад № 182»

город Новокузнецк.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами задачипо сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. И наша цель обеспечить все условия для всестороннего развития каждого ребенка, ориентируясь на его индивидуальные особенности. Поэтому необходимо внедрять новые, интересные, современные, но в тоже время эффективные методы и приемы, которые позволят работать с детьми с разными категориями здоровья.

 

Скачать конспект

У детей с ОВЗ отмечаются:

  • трудности программирования развернутых высказываний и их языкового оформления, характерны: нарушение связности речи и последовательности изложения рассказа, смысловые пропуски, низкий уровень фразовой речи.
  • свойственно нестойкость интересов,
  • пониженная наблюдательность,
  • сниженная мотивация,
  • негативизм,
  • неуверенность в себе,
  • повышенная раздражительность,
  • агрессия и обидчивость
  • проблемы с самоконтролем
  • могут возникать трудности в общении с окружающими и в налаживании контактов со сверстниками. Что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении ребенка, его профессиональной и социальной адаптации.

Поскольку с таким детям зачастую легче работать, когда присутствует наглядно – практическая опора и развернутость инструкции — мак карты здесь являются эффективным инструментом диагностики, коррекции и незаменимым помощником в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Преимущества применения МАК при работе с детьми:

  1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.
  2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожность.
  3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку.
  4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу.
  5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.
  6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.
  7. развивают творческую составляющую.
  8. Стимулирует речевую деятельность

На сегодняшний день используется целый ряд детских метафорических ассоциативных карт. И с одной из них мы хотимВас познакомить.

Метафорические ассоциативные карты клинического психолога Евгении Ганиной «Эмоцарики». В колоде 113 картинок с изображением героев с разнообразными эмоциональными состояниями. Которые живут в нашем внутреннем мире и с кем мы периодически встречаемся в разных жизненных ситуациях. Нет «плохих» или «хороших» эмоций. Все они нужны и важны в жизни человека. Мы не можем запретить себе чувствовать ту или иную эмоцию, но мы можем научиться их распознавать, анализировать и экологично проявлять.

Работа с данным комплектом карт направлена на помощь:

  • В осознании того, что именно чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях,
  • В анализе данных проявлений, эмоций и состояний, а также в управлении эмоциональной сферой жизни.

Эффективность результатов работы с этой колоды заключается в том, что в ее создании были заложены научные концепции:

  1. Концепкия когнитивно – поведенческой психотерапии (образ героев в картах отражает идею, что «Все проблемы — в голове!», поэтому Эмоцарики изображены с большой головой, в которой всегда есть много мыслей. А как известно, мысли пораждают эмоции, эмоции порождают поведение и реакции в теле. Поэтому меняя мышление, мы меняем эмоции, состояние в теле и поведение в целом.)
  2. Концепция «Колеса Эмоций» Роберта Плутчика (мы можем опирясь на эту модель наглядно объяснить ребенку, что он испытывает) Направления работы с мак картами «Эмоцарики»:
  3. Индивидуальная диагностика внутреннего состояния «Что я чувствую? Какой я?» (выбор героя, пояснение, почему она выбрана и чем на меня похож, описание эмоционального состояния, самопознание)
  4. Групповая диагностика «Портрет группы» (выбор героев, расположение на листе ватмана, при необходимости дорисовывание сюжетных моментов, проведение дорожек с кем бы хотели дружат или хотели бы дружить, обсуждение)
  5. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений «Моя семья» (выбор героев по преобладающему эмоциональному фону)
  6. Развитие коррекция эмоционального интеллекта (выбери эмоцию, подбери нужную эмоцию к определенной ситуации)

Упражнения

1. «Мои знакомые Эмоцарики»

Цель: знакомство ребенка с разными эмоциями, их названием, анализ ситуаций, в которых они проявляются.

Ребенку предлагается в открытую выбрать 3 карты, которые привлекли его внимание больше всего.

Задаем вопросы: Почему именно эти карты приглянулись? Знаком ли ты с этими Эмоцариками? Когда ты встречался с ними, что это были за ситуации? Что ты чувствовал? Что хотелось сделать?

2. «Кто на меня похож?»

Цель: знакомство со своим внутренним миром, поиск сходства с персонажами на картах. Анализ и оценка состояний, эмоций и проявлений ребенка в различных ситуациях.

Ребенку предлагается в открытую выбрать 3 карты Эмоцариков, которые, по его мнению, похожи на него больше всего.

Задаем вопросы: Чем похожи на тебя выбранные Эмоцарики? Какие эмоции и чувства они выражают? Из-за чего они это испытывают? Нравятся ли они тебе?

3. «Приключение Эмоцариков»

Цель: анализ эмоциональных состояний, развитие вербального воображения и творческого мышления.

Ребенку предлагается выбрать в закрытую одну или несколько карт и составить сказку/рассказ, который начинается со слов: «Жил – был… Больше всего на свете он любил… Однажды он встретил…, который в это время… Вместе они решили… Для того, чтобы… Для этого им понадобилось… и они… Все закончилось тем, что…». В конце помочь ребенку сделать вывод из этой истории.

4. «Корзинки эмоций»

Цель: разбор способов переориентирования негативного эмоций на позитивные.

Ребенку предлагается 2 заранее отобранных набора карт с негативными и позитивными Эмоцариками. Ему необходимо подобрать кантонимы негативным эмоциям. Можно обсудить, что могло бы им помочь стать позитивными?

Дошкольное детство волшебное время, все дети любят и принимают сказки, сказочныеистории, а если она сопровождается еще и картинкой, то она в тысячу раз интереснее. Метафорические ассоциативные карты-это чудесный, бережный, работающий инструмент в исследовании, коррекции, профилактики, развитии дошкольников. Используя с детьми МАК, мы будто играем в их игру, со своими правилами. Поэтому дети не ставят непробиваемые барьеры, а погружаются в процесс. И изменения не заставляют себя долго ждать…

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год