Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Психология
Автор: Пушкарская Елена Сергеевна   
01.10.2024 06:14

КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Подготовила: воспитатель Пушкарская Е.С. МБДОУ Палисадик ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СОШ Одинцово 2024

«…Психика не просто «проявляется в движении, в известном смысле движение формирует психику…» А.Н. Леонтьев.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. В частности, проблема гиперактивности среди детей приобретает не только психологическую, но и социальную значимость.

Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.

 

Помимо психологического основания импульсивное поведение может иметь и физиологические причины. В этом случае оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы – речи. Речь, по мнению психологов, мощное средство осознания своего поведения.

А.Р. Лурия выдвинул предположение о том, что развитие произвольного действия начинается со способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При этом действия ребенка коренным образом отличаются от непроизвольных движений. Действие по инструкции – это опосредованное речевым знаком средство овладения своим поведением. То, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, он сможет завтра выполнить в ответ на приказ, сформулированный в плане собственной внутренней речи. Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием черт его психики, в том числе и самоконтроля. Исходя из этого, важным направлением в работе является физическая реабилитация детей с СДВГ. С этой целью была разработана и апробирована программа по коррекции гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Цели работы:

1. Физическая реабилитация и развитие способности к саморегуляции и самоконтроля поведения детей.

Основное внимание уделяется развитию у детей телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развития умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру, навыков саморегуляции.

2. Нейропсихологическая коррекция СДВГ

На этом этапе ведется развитие дефицитарных функций в системе синдрома с целью компенсации нарушенных функций внимания, самоконтроля двигательной активности и поведения. Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для мышц языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

3. Развитие коммуникативных навыков и коррекция агрессивного поведения детей.

На данном этапе дети учатся взаимодействовать с другими людьми, слышать их, осознавать правила поведения. Кроме этого, ведется работа по устранению агрессии в групповых подвижных играх с использованием правил.

Работа с детьми с СДВГ заключается в оригинальной интеграции психотехнических методов, приемов и упражнений, имеющих психопрофилактическую, коррекционную и развивающую направленность.

Программа коррекции гиперактивности включает как работу с основными признаками СДВГ (гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания), так и со вторичными: нарушения координации, нарушения эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения. Программа построена с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Упражнения, включенные в программу, совершенствуют зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, развивают чувства пространства и чувство ритма. Кроме этого, у детей в ходе занятий формируется способность к обучению, игры дают возможность задействовать в игре свое тело и творчески выразить себя без слов, облегчают гиперактивным детям процесс вхождения в группу.

Все занятия имеют оригинальную структуру, включающую элементы рефлексии в конце каждого занятия, позволяющую интегрировать полученный детьми опыт в ходе занятий, авторские приветствия и ритуалы завершения занятия, повторяющиеся неизменно на протяжении всей программы.

Основные правила организации групповой коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми:

  • Четко повторяющаяся структура занятий и неизменное расположение предметов в игровой комнате;
  • Четкое соблюдение правил, ритуалов и регламента, неукоснительное следование им;
  • Поочередное назначение лидером каждого ребенка, что способствует повышению его авторитета, а, следовательно, необходимости произвольной регуляции своего поведения и контроля над происходящим вокруг.
  • Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником как нового опыта, так и веселья и удовольствия.
  • Игры, включенные в программу, построены таким образом, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.

Развитие у детейобраза «Я» и чувства компетентности реализуется через:

  • Создание на занятиях разнообразных возможностей для экспериментирования и получения нового опыта; каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным.
  • Общий эмоциональный опыт создает психологическое пространство, помещая ребенка в мир безопасности, доверия, создают чувство уверенности и эмоционального комфорта и потому становятся одним из основных условий эффективности занятий.
  • Благодаря тому, что предложенные задания выполняются разными способами, дети могут играть в соответствии со своими возможностями;
  • Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником нового опыта и в то же время веселья и удовольствия;
  • Игры в занятиях повторяются, что дает детям возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению поставленной задачи;
  • Тщательно продуманное музыкальное сопровождение и хорошо продуманный реквизит способствуют эстетическому развитию ребенка;
  • Образы, метафоры и небольшие истории, используемые на занятиях, развивают фантазию детей;
  • На занятиях все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.

Содержание психокоррекционных занятий позволяет, с одной стороны, удовлетворить потребность детей данной категории в двигательной активности, что решается за счёт динамических игр и упражнений, а с другой — способствует развитию психических процессов и поведенческой произвольности. Кроме того, у детей старшего дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность, что является необходимым условием для их успешной социализации в обществе.

Литература:

  1. Семенович А.В.. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: «Академия», 2002. – 164 с.
  2. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.: «Сфера», 2003. — 128 с.
  3. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Р-н-Д.: «Феникс», 2006. – 314 с.
  4. Шипицина Л.М. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: «Речь», 2003. – 204 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год