Семинар — практикум для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов». |
Психология | |||
Автор: Гриняк Алена Богдановна | |||
11.06.2024 01:15 | |||
Семинар — практикум для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов». Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ, через любовь к себе. Задачи:
Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
Однако одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества. Недоброжелательное отношение в коллективе, неопределенные требования, некомфортные условия, конфликтные ситуации, отсутствие эмоциональной и физической поддержки, чувство отрешенности в коллективе и др. Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. Что нужно понимать? То, что эта проблема не выдумана, а реально есть и вызвана объективными причинами — работой в сфере «человек-человек». Второе, чаще «выгорают» люди склонные к перфекционизму. И третье, проблемы испытывают те, кто не умеет возобновлять свои ресурсы, тот кто не жалеет, соответственно не любит себя. И сегодня мы поговорим именно об этом этапе, о любви к себе, о восполнении своих ресурсов. Ведь хороший педагог, это в первую очередь счастливый человек. 1. Упражнение «Комплимент себе». Все мы знаем упражнение, где нужно говорить комплимент друг другу, а сегодня давайте каждый из вас сделает комплимент себе. 2. Упражнение «Пятиминутка гармонии». Эмоции формируют наш мышечный корсет. Если вы чувствуете радость, плечи распрямляются, глаза широко распахиваются, на лице играет улыбка. Грусть опускает плечи, формирует унылую мимику. Но есть и обратная связь- эмоции следуют за положением тела. Сядьте ровно, улыбнитесь, посмотрите на мир широко открытыми глазами. Искусственно создайте ощущение радости и удерживайте его хотя бы 5 минут. Упражнение нужно делать по утрам, а также когда вас «накрывает» -вы испытываете злость, обиду, тревогу, ненависть. Мудрые люди говорят: «Надо не печалиться по поводу того, что нет, а радоваться тому, что есть», мы часто не умеем насладиться тем, что имеем, а это так важно. 3. Упражнение «Дыхание». Наше дыхание – это осознанная способность в любой ситуации выбирать вместо реакции стресса реакцию расслабления, которая позволяет снизить риск возникновения многих заболеваний. Дыхание животом считается оптимальным способом дыхания, поэтому оно распространено среди йогов и спортсменов. Понаблюдайте за дыханием детей или животных, всё их тело активно включено в процесс дыхания, их живот двигается в такт дыханию. Это естественно для нашего тела – двигаться вместе с дыханием. Во время дыхания животом происходит эффективная вентиляция нижних частей лёгких. Кишечник и другие органы брюшной полости получают достаточное количество кислорода, что стимулирует их работу. Так же Массаж органов брюшной полости, который происходит в процессе такого типа дыхания препятствует застойным явлениям в кишечнике. Современный образ жизни противоречит правильному дыханию. Мы много сидим, носим неудобную обтягивающую одежду, испытываем стресс – всё это приводит к скованному дыханию, без участия диафрагмы. Такое дыхание снижает эффективность газообмена, в результате клетки тела не получают питательные вещества и живут в режиме дефицита, который приводит к хроническим заболеваниям, затуманенному сознанию и умственной вялости. Осознанное дыхание с вовлечением диафрагмы – это дыхательная техника, позволяющая нам быть здоровыми на всех уровнях. Эффект ощущается очень быстро. Для этого необходимо дышать животом по 5-10 минут 3-4 раза в день. Дыхание животом: польза
Было установлено, что у тех, кто дышал животом уровень гормона стресса кортизола был значительно ниже, а мелатонин – гормон расслабления — был повышен.
Существуют исследования, подтверждающие связь между правильным дыханием и уровнем сахара в крови. В процессе исследования эта дыхательная техника показала, что она способствует стабилизации уровня сахара в крови и улучшает контроль над ним у пациентов с диабетом. Когда пациенты дышали животом, они успокаивались и уровень глюкозы у них в крови снижался и стабилизировался.
Выполните дыхание животом за 10-20 минут до еды, и вы заметите, что процесс пищеварения стал лучше. Когда мы дышим животом, мы активируем парасимпатическую нервную систему, которая отвечает за стимулирование процесса пищеварения, что приводит к увеличению производства секреции желудочного сока и слюны, которые помогают нам переваривать пищу. Поэтому принимать пищу лучше всего в спокойной обстановке, наслаждаясь едой, не отвлекаясь на телевизор или сериалы, не играя в игры и не читая газету или книгу. Стрессовые ситуации включают симпатическую нервную систему, которая замедляет процесс пищеварения, и пища застревает в желудке, плохо перевариваясь и расщепляясь. Если такое произошло, то подышите животом 5-10 минут. Дыхание животом благоприятно воздействует на устранение запоров, вздутий и других проблем, связанных с работой кишечника. За счёт увеличенного объема кислорода, поступающего в кровь, активизируются процессы жиросжигания и лишний вес постепенно уходит.
Ну и конечно эмоциональное состояние улучшают физические нагрузки, занятия спортом, зарядка, это лучшее лекарство от любой хандры. Ну и плюс как ни крути, важно выглядеть привлекательно, не для кого то, не для оценки окружающих, а для себя, чтобы отражение в зеркале радовало, любить и свои изъяны, а лучше считать что у вас их нет)) 4. Упражнение «Распредели по порядку». Здесь мы поговорим про энергию. Цель: донести до участников семинара-практикума важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». - Я предлагаю вам проранжировать, распределить по порядку, по степени значимости для вас следующий перечень:
- А теперь предлагаю вашему вниманию вариант распределения перечня наиболее оптимальный, по мнению отечественных психологов:
-Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке Фее счастья подарили на день рождения Калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы, надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. (Приложение 1) Упражнение «Спасательный круг» Цель: установление психологической поддержки и обратной связи. На этом листе бумаги на верху напишите своё фамилию и имя. Далее каждый отдает свой листок соседу справа. В полученном листе сосед справа пишет пожелание или комплимент, подбадривающие слова тому чей листок. И передает своему соседу справа и так по кругу, пока листок не дойдет до своего хозяина. - Вот такие своеобразные спасательные круги в море стрессовых ситуаций у нас вами получились. Как только вам понадобиться поддержка коллег, вы можете почитать пожелания коллег вам. И я убеждена в том, что придаст вам сил, и вы улыбнетесь 6. Ценный совет (метафорические карты). Сформулируйте вопрос, который волнует вас больше всего. Подойдите к открыткам и обратитесь к душе за советом. Возьмите одну и посмотрите на нее. Может быть именно она подскажет вам ресурс, необходимый для решения этой жизненной задачи. (Приложение 2.)
|