Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологический тренинг для профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Как не «сгореть» на работе?!
Психология
Автор: Ведерникова Анастасия Евгеньевна   
07.04.2024 19:57

Психологический тренинг для профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Как не «сгореть» на работе?!Психологический тренинг для профилактики эмоционального выгорания у педагогов. Как не «сгореть» на работе?!

педагог-психолог МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №8 Ведерникова Анастасия Евгеньевна

Время проведения: 90 минут

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания и педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  2. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
  3. Повышения уровня сплоченности педагогического коллектива.
  4. Научить определять свои обязанности и правильно их распределять.
  5. Развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.
  6. Обучение способам снижения напряжения.

Материалы и оборудование:

  • Перезентация
  • фломастеры, цветные карандаши
  • Бумага А4 (белая)
  • Релаксационная музыка
  • Памятки «Профилактика эмоционального «выгорания» по количеству участников

Ход тренинга.

1. Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое эмоциональное выгорание, как оно влияет на качество нашей жизни и что нужно делать для того, чтобы его не допустить. Поговорим об актуальности данной проблемы. Первоначально психическое «выгорание» понималось как состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Только, начиная с 1974 года, впервые термин «burnout» был введен американским психиатром Х. Дж. Фройнденбергером. Данный термин стали трактовать как характеристику психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном, и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной, насыщенной атмосфере при оказании им профессиональной помощи. В 1981 году американские психологи К. Маслач и С.Джексон отмечали, что возможность проявлений синдрома психического «выгорания» ограничивается представителями коммуникативных профессий. Также они подчеркивают, что профессиональное выгорание – это синдром психического «выгорания», рассматриваемый в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. (продолжение напечатать) К. Маслач и С Джексон выделяют три основных составляющих синдрома выгорания:

  • Эмоциональная истощенность. Здесь соблюдение дистанции помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечь его от излишнего напряжения. Но незаметно такая «броня» становится настолько толстой, что ни одно чувство не проникает сквозь нее. Эмоциональное «выгорание» проявляется в нарушении сферы отношений себя, работы, всех с кем приходиться работать. Контакты с ними становятся бездушными, обезличенными, формальными. Негативные установки к могут иметь сначала скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышки раздражения и провоцировать конфликтные ситуации. Недовольство постепенно нарастет и уменьшается ощущение собственной успешности, развивается безразличие и апатия, уменьшается ощущение ценности своей деятельности. В физическом состоянии проявляется постоянной усталостью, отсутствием сил, снижением работоспособности, постоянных недомоганиях
  • Деперсонализация. Проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других, в других- повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к репециентам (родители, воспитаники и т.д.) Использование деперсонализации как стратегии преодоления стресса ведет к появлению чувства одиночества. Окружающие представляются внегативном свете, и очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал.

При появлении деперсонализации педагог дистанцируется, ожидая от воспитанников худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратится на самого себя (начинает страдать чувство вины). Не всегда вина приписывается себе, в качестве виновного может видеть других (родители, воспитанники, начальство, коллеги и т.д.) после такого обоснования педагог получает обоснование своего плохого поведения.

  • Сокращенную профессиональную реализации. У педагога возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессиональной деятельности. В некоторых случаях это действительно так. Но иногда случается, что негативное оценивание себя, снижение самоуважения приводит к неспособности адекватно оценивать себя и результаты собственной работы. Некоторые в этой ситуации начинают искать помощи, считая, что причина-нерешенные личные проблемы, другие склонны поменять работу.

Анализируя все фазы развития синдрома, можно заметить тенденцию, что сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциональной пустоте.

Что же делать для того, чтобы не формировались стадии эмоционального выгорания поговорим сегодня. Для начала начнем наш тренинг с приветствия.

Ритуал приветствия

2. Упражнение «Приветствие — Эхо».

Цель: сплочение и создание атмосферы группового доверия, принятия.

Каждый участник называет свое имя и показывает жест или движение, а группа как «Эхо» повторяет за ним.

Разминка

3. Упражнение «Импульс по цепи»

Цель: сплочение и формирование благоприятного психологического микроклимата в группе.

Инструкция: «Положите правую руку на колено соседа слева, а левую руку – на пульс правой руки другого соседа. Импульсом будет легкое нажатие на пульс, причем нажатие надо делать в тот же миг, когда приняли сигнал.

На какое-то время все участники закрывают глаза, но не перестают отправлять и принимать импульс положительной теплой энергии».

4. Техника «Зона -ответственности»

Сейчас мы с вами поговорим об ваших зонах ответственности, возьмите листочки и нарисуйте два круга, как на презентации, вам нужно заполнить две зоны ответственности на листочке. «мой контроль» за которую несет полную ответственность вы сами, «вне моего контроля» где вы не насесте ответственность и не можете повлиять. После заполнения на картинке педагогам представлено описание зоны контроля, которое будет показано в презентации. Затем им предлагается обсудить полученные результаты, подводиться итог, задаются вопросы.

Какие аспекты жизни вы чаще игнорируете или перекладываете на других?

Какие аспекты в своей жизни вы считаете своей ответственностью, но не имеете контроля над ними?

Какие аспекты вашей жизни вы можете взять под свой контроль или изменить?

5. Способы саморегуляции в ситуациях стресса (все способы представлены в презентации): Стресс присутствует в жизни каждого и постоянно. Бывает стресс умеренный для нашего организма изменение окружающей температуры, физические нагрузки (при занятиях в спорт зале учащается сердцебиение) воздействие вирусов на наш организм. Здесь организм выбрасывает гормоны, производит антитела, регулирует дыхание и никакого вреда это не наносит.

Но при «Дистрессе» при регулярных нервных перегрузках, при нехватке каких-то микроэлементов, генетической предрасположенности к сильному стрессовому ответу, который организм никак не может компенсировать, возникает стрессовый ответ в виде выделения гормонов кортизола и адреналина, которые дают стрессовую реакцию без промедления (бей, беги, замри). Но такая реакция плохо совместима с жизнью в долгосрочной перспективе. И может приводить снижению иммунитета из-за выработки кортизола, повышению давления, учащению сердцебиения – так заводит нервную систему адреналин. А если организм в таком состоянии постоянно, а бить, бежать нет кого, то это приведет к гипертонии, изнашиванию сердца, избыточной массе тела, сахарному диабету, аллергиям, артритам, ухудшается память, снижается внимание, наблюдаются расстройства настроения – вплоть до клинической депрессии.

Какие же ситуации могут приводить к постоянному стрессу, чрезмерная нагрузка на работе, срочные и важные дела с минимальными сроками выполнения, конфликты на работе или дома, большой поток информации.

Также сейчас поговорим о способах саморегуляции во время стресса

Во время проговаривания способов, сказать о парадоксе «Не думать о слоне». Предложив не думать о слоне, начать говорить о способах саморегуляции. После проговаривания спросить у педагогов: Сколько раз они не вспоминали о слоне? Думали ли о нем?

Подвести итог сказав, что при запрете думать о чем-то, то мы концентрируем на этом внимании, снова посмотреть на способы саморегуляции.

  • Активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическую даже в сложной, серьезной ситуации): мысленно гомменировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора, мысленно представить агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке, с ушками Чебурашки и т.д.).
  • Считать до 10, прежде чем совершить ответное действие.
  • Дать время на проживание эмоций 15-20 минут.
  • Сконцентрировать свое внимание на чем-то (рассматривать предмет и мысленно его описывать, прислушиваться к звукам за окном или дверью, сосредоточиться на своих ощущениях).
  • Уйти из ситуации, сменить обстановку (заняться каким-то делом, помыть посуду, погладить белье, собирать мозайку, рисовать и т.д.).
  • Дыхание на счет 7-11. Дышите медленно и глубоко, сконцентрировавшись на дыхании, вдох счет до 7, выдох счет до 11.

Также вашему вниманию предоставляю памятку, где описаны профилактические меры по профилактике эмоционального выгорания.

А для снятия тревожности сейчас выполним следующее упражнение

6. упражнение «Сосредоточение на предмете» После просмотра способов саморегуляции предложить упражнение.

Цель: Обучение концентрации внимания для снятия напряжения в момент сильного стресса

Инструкция: «Представьте, что в вашей голове-прожектор. Его луч может осветить все, что угодно, с безмерной яркостью. Этот прожектор –ваше внимание. Управляйте его лучом. В течение 2-3 минут «осветите прожектором» любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрите только на этот предмет. Можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Возвращайтесь к нему снова и снова, разглядывайте, находите все новые и новые оттенки, черточки…».

А теперь нам нужно поделиться на тройки и выполнить упражнение «Марионетка».

7. Упражнение «Марионетка»

Цель: Обращение внимание педагогов на привычные модели поведения и стимулирование к нахождению новых.

Участники должны разбиться на «тройки». Для каждой «тройки» ставятся два стула на расстоянии 1,5-3 метра.

Инструкция: «Вы разбились на «тройки». Двое из вас должны играть роль кукловодов-полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Цель «кукловодов» -перевести «куклу» с одного стула на другой. Тот, кто играет «куклу» не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды».

Вопросы для рефлексии:

-Что вы чувствовали во время игры, когда были в роли «куклы»?

-Понравилось ли вам это чувство? Комфортно ли было?

-хотелось ли что-либо сделать самому?

8. Упражнение «Первый шаг к релаксации»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю всем сесть на свои места и немного отдохнуть Сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно и глубоко вдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все больше успокаиваетесь и сосредотачиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом. Почувствуйте, как их поверхность поддерживает вас. Ощутите эту поддержку немного сильнее: вообразите, что стул приподнимается, чтобы поддержать вас. Почувствуйте полное расслабление. (после проговаривания текста, включается спокойная музыка, педагогам предлагается просто послушать музыку с закрытыми глазами).

Теперь можете открыть глаза, поделиться своими ощущениями, чувствами. И закончим сегодня наш тренинг следующим упражнением.

9. Упражнение «Что меня радует?!»

Цель: Обучать концентрировать свое внимание на личных успехах, достижениях. Учить определять и замечать, то что нравиться делать.

Инструкция: "Возьмите листочки и напишите, что вас радует, 10 пунктов. Это могут быть небольшие радости. Такие, как солнечная погода, шелест осенней листвы, прогулка в парке, прослушивание любимой музыки и т.д.»

После выполнения педагогам предлагается сделать воображаемые подарки друг другу как ритуал завершения

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год