Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Элементы арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Психология
Автор: Шуляева Светлана Викторовна   
14.01.2024 16:26

«Элементы арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»«Элементы арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иногда даже непонятными для самого человека. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями в аффективной сфере, дети могут быть повышено возбудимы, либо наоборот, заторможены.

Эмоции могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Поэтому дети нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, особенно эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания.

Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка с ОВЗ в ДОО следующие:

  • трудности в коммуникации со сверстниками и педагогами
  • трудности усвоения норм и правил поведения в группе
  • трудности соблюдения правил в совместных играх со сверстниками
  • легко и быстро возбуждаясь, такие дети могут быстро утомляться, уставать, при этом
  • они могут отказываться от продуктивной деятельности, бросать начатое занятие, не доводя его до конца.
  • для них характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости
  • дети могут быть склонны к конфликтам, агрессии. Нередко дети сердятся, теряют терпение.

Особенностями эмоциональной сферы у этих детей могут выступать

  • высокая ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью, при этом дети предпочитают не вступать в совместные игры с другими детьми, а держаться в стороне, и нередко в группе ДОУ такой ребенок предпочитает быть постоянно рядом с воспитателем
  • по причине сильной привязанности к матери (или близкому родственнику) дети очень тяжело переживают «разрыв» – необходимость находиться самостоятельно в группе дошкольного образовательного учреждения
  • дети очень легко обижаются и плаксивы (даже по самому малому поводу)
  • трудность понимания детьми своих собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих
  • собственные простые эмоции понимают хуже, чем эмоции, изображённые на картине
  • эмоциональная подвижность или заторможенность, нередко способствует возникновению и закреплению таких отрицательных черт характера, как мрачность, безынициативность, подавленность, упрямство, агрессивность.

Коррекционно-воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом. Она обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.

Использование знакомых всем традиционных методов и приемов при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ, показали свою недостаточность. Поэтому нужны новые эффективные техники и методы психолого-педагогической коррекции.

Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе может стать метод арт-терапии.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) — представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении.

Психокоррекционная цель арт-терапии — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями.

Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития: аутизме, задержке интеллектуального развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

  • освобождает от негативных состояний
  • снимает нервно – психическое напряжение
  • формирует адекватное межличностное поведение, самооценку
  • развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение
  • повышаются адаптационные способности.

Методики и техники арт-терапии: вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.

Вспомогательные — художественно-творческая деятельность: изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия, библиотерапия.

Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец.

Активные методы — самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка.

К пассивным методам — относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств (поход в музей).

Я хотела бы поподробнее остановиться на элементе арт-терапии — изотерапии, который я применяю при проведении занятий в изостудии «Школа волшебников».

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую нетрадиционные способы рисования, различные приемы и виды аппликаций, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, развитие воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным, позволяют детям с ОВЗ ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру.

Необычное рисование и аппликация дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, обогащению и активизации словарного запаса. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс этой деятельности.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и аппликации способствует:

  • снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение, фантазию;
  • способствует получению эстетического удовольствия.

В процессе общения с детьми я заметила, что использование нетрадиционных техник повысило интерес ребят к рисованию и выполнению аппликации. Существует много техник нетрадиционного рисования и аппликации, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Знакомство детей с нетрадиционными приёмами начинаем с наиболее простых и доступных техник. Это рисование пальчиками, тычок жёсткой кистью, печатками. Затем знакомлю детей с более сложными для них техниками: печать поролоном, печатание листьями, рисунки ладошками, солью и другие. Также использую различные виды аппликаций: из сухих листьев, из обрывков бумаги и т.д.

С детьми применяются наиболее простые и лёгкие приёмы рисования и аппликации. Дети очень ранимы, обидчивы, их настроение меняется очень быстро и часто. Поэтому в работе с детьми я придерживаюсь принципа: «Главное – процесс, а не результат», ведь именно сам процесс доставляет детям удовольствие, позволяет работать им спокойно и расслабленно. Самим детям не важен результат их работы. А я всегда даю их работам положительную оценку и хвалю всех за участие в процессе.

Таким образом, элементы арт-терапии на занятиях с детьми с ОВЗ могут развить эмоционально – волевую сферу, снизить отрицательные эмоции, научить детей правильно выражать эмоции и быть более сдержанными.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год