Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Проблемные формы детских отношений. Зависть среди детей»
Психология
Автор: Дмитриева И.П. Чаркина Т.В., Никитина А.С., Пупкова Е. А..   
09.06.2023 09:12

Методическая разработка «Проблемные формы детских отношений. Зависть среди детей»Методическая разработка «Проблемные формы детских отношений. Зависть среди детей»

Самое главное в жизни каждого человека – это его отношения с другими людьми. Именно эти отношения рождают самые радостные и самые драматические, но всегда острые и значимые переживания. Отношения с другими во многом определяют нравственную ценность личности. В нашем сознании хороший человек – это обязательно человек, способный к определенным отношениям, т.е. добрый, отзывчивый, готовый помочь.

Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношения к сверстнику, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.) Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека.

 

Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе. Не решенные в детстве проблемы в отношениях с другими детьми остаются тяжким грузом в душе человека и прорастают не только личностными, но и социальными болезнями (повышенная жестокость, агрессивность, эмоциональная отчужденность и пр.)

- В чем проявляется детская зависть?

- Каковы ее причины и последствия?

- Можно ли предупредить ее возникновение или исправить?

Зависть – примитивная межличностная реакция, которая выражается в том, что человек «зеленеет от зависти», «кривится», став свидетелем чьего-либо очевидного или воображаемого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, поскольку ему предоставляется совершенно бесспорным, что в действительности успеха достоин он, а не кто – либо другой.

В развитой степени зависть выражается в злорадстве.

«Зависть есть печаль и скорбь сердца о благополучии ближнего, напротив, радость и удовольствие при его злополучии» ( «Сборник церковных поучений» Е.О. Черняковский)

Мнение родителей

Зависть – это естественная реакция. Ребенку хочется того, чего у него нет: игрушек, сладостей, подарков, а может быть, внимания и любви. Однако нам, как родителям, хочется считать это проявлением жадности или ревности – в этом легче признаться самому себе как родителю, чем согласиться с тем, что твое дитя завидует.

Мнение специалистов

Согласно мнению Иоанна Лествичника, зависть рождается от человеческой гордости. Зависть у детей чаще всего выражается в желании иметь или присвоить себе то, что принадлежит другим, и недовольстве по поводу того, что этого не происходит, в ябедничестве и злорадстве, если оно достигает поставленной ребенком цели. У взрослых зависть становится более глобальной и приобретает характер негативных переживаний человека по поводу реального или мнимого благополучия других людей.

«В глазах зависти всякий успех есть преступление» П. Буаст

Проблемная ситуация

Моему внуку 4 года. Мальчик одаренный (математические способности). Интеллигентная семья. Но мы не знаем, как справится с ним. Он должен везде быть лучшим, первым. Если кто-то в чем –то опережает его – на лице у Никиты будет написано страдание. И тут же появляется гримаса отвращения (далее следует какая-нибудь саркастическая фраза, сводящая «на нет» все достоинства и успехи соперника). Может быть, в этом мы виноваты сами: в семье частенько говорили о том, насколько он талантлив и не скрывали от него своей гордости за его успехи. Только вот оно чем оборачивается сейчас. Что нам делать?

Анализ ситуации

Вы описываете ребенка с обостренным самолюбием, требующим подтверждение превосходства над другими для того, чтобы чувствовать себя комфортно. К сожалению, он настолько привык к превосходной оценке себя, что без нее не мыслит существования. К этому его приучили родные и близкие люди – вы это правильно заметили. Поздно сейчас говорить о том, что не нужно было сравнивать его с другими. Важнее понять, насколько вы сделали его зависимым от оценки окружающих. Ему теперь кажется, что положительные оценки других – это украденные у него внимание и любовь окружающих. И он уничтожает эти оценки –пока на словах, пользуясь сарказмом как оружием. Он учится ненавидеть тех, кому завидует.

Варианты решения

Сначала научите играть в «поддавки» — проигрывать, приучите искать у себя ошибки и справлять их – хвалите теперь не за математические способности, а за это. Посмотрите вместе фильм «Поллианна» по одноименному роману Л. Портер и попробуйте сыграть в ее игру, осваивайте приемы: «Да… (какой-то неприятный для него факт), но…» или «Даже если…, то…» При этом старайтесь пресекать злорадство ( «Это не по правилам!»)

Упреждающие меры

Почаще старайтесь вызывать в ребенке чувства жалости и сострадания, желание помочь другим. Это важно для социального развития ребенка с высоким уровнем интеллекта. Предлагайте ему коллективные игры, требующие реализацию духа соревнования, который живет в нем, но при условии работы в паре или в команде ( «Мозаика в парах», «Архитектор вдвоем» и т.д.), подчеркивайте коллективный успех. Пусть он почувствует ответственность за него и научится радоваться достижениям других.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год