Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Психология
Автор: Федорова Алёна Олеговна   
30.12.2022 07:56

Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор: Федорова Алёна Олеговна

Аннотация. В данной статье изучены психолого-педагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, ранняя профориентация, старший дошкольный возраст.

Преобразования, происходящие в обществе, выдвигают определенные требования к формированию ранней профориентации в дошкольном возрасте, которые способны приобщатся к жизни, реализуясь через знакомство с различными социальными ролями. Именно поэтому перед специалистами дошкольного образования встает важная задача по развитию психолого-педагогических условий ранней профориентации детей дошкольного возраста.

 

Специалистов интересует проблема развития ранней профориентации тем, что создав психолого-педагогические условия работы по профессиональной ориентации дошкольников в мире профессий, детям будет предоставлены возможности по раннему профессиональному самоопределению.

Анализ психолого-педагогической литературы констатирует, что для понимания ранней профориентации в дошкольном образовании сложились определенные теоретические предпосылки, что подтверждает актуальность данной проблемы в дошкольном образовании.

В России первыми авторами, которые придавали значимость проблемам профессиональной ориентации, можно назвать Н. К. Крупскую, А. В. Луначарского, Н. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко [6]. По их мнению, непременным условием всестороннего развития человека является наличие глубоких и обширных знаний, поэтому первейшей обязанностью системы общего образования в период допрофессиональной подготовки они считали «вооружение каждого ребенка такими знаниями и тем широким образованием, которое откроет перед ним все дороги».

Сравнение разных точек зрения на процесс ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста позволило нам констатировать, что обращение к проблеме ранней профориентации в дошкольном образовании обусловлено:

  • как социализации детей дошкольного возраста в совместной с воспитателем проектной деятельности направленной на раннюю профориентацию;
  • как создание психолого-педагогических условий по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью взрослых в разных видах деятельности.
  • как процесс формирования у детей дошкольного возраста ранней профориентации, способствующий структурированию социального мира и развитию четкого дифференцированного представления о взрослых людях и об их профессиях.
  • как направленность методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в осуществлении ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Научные работы педагогов и психологов подтверждают приоритетную функцию развивающей предметно-пространственной среды, погружающую детей старшего дошкольного возраста в мир профессий, где у детей есть возможность прожить сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. Безусловно, дополняя развивающую предметно-пространственную среду профориентационным содержанием, должны учитываться концептуальные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Исходя из вышесказанного, подчеркнем, для того чтобы установить сущность ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях, которые определяют восприятие и осмысление детьми мира профессий.

Для выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний о профессиях мы привели в качестве примера диагностики по трем методикам: методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», Тест «Знаешь ли ты профессии?», Методика «Неоконченные предложения».

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №27 города Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Проведя предложенные методики с детьми старшего дошкольного возраста, можно выявить уровень знаний о профессиях. Если уровень знаний окажется низким или средним, то можно воспользоваться разработанным педагогическим проектом.

С целью использования возможностей психолого-педагогическиих условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста нами был разработан педагогический проект. Проект включает в себя 24 занятия, рассчитанные на шесть месяцев, длительность занятий — 25 минут.

Значимость проектной деятельности заключается в том, что детям предоставлена возможность найти свой личностный смысл, проявить любознательность и субъектность. Проект не ущемляет интересы и деятельность детей жесткими рамками. Так-же результат проекта не спрогнозировать заранее. Все это создает условия для проявления детьми инициативы, творчества и самостоятельности.

Ориентиром для педагогов в реализации психолого-педагогического подхода к организации профориентированной среды в дошкольном образовательном учреждении является Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Жизнь детей протекает в определенной социокультурной среде, где имеет возможность видеть профессиональную деятельность взрослых, накапливать впечатления, а затем, в разных видах культурных практик: игре, познавательной, продуктивной деятельности воспроизводить свои знания. Поэтому проектирование профориентированной среды не должно быть универсальным, а должно предусматривать условия, в которых осуществляется инновационный подход к образовательной деятельности.

Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, развитие познавательной деятельности и умение практически выполнять трудовые процессы повышения уровня знаний, сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов.

При отсутствии продуманного руководства развития детей, уровень знаний о труде взрослых может оставаться не выше среднего, таким образом, доступность знаний о труде взрослых может быть не только познаваемой предметной реальностью, но и следствием хорошей педагогической работы 6.

Изучив возможности психолого-педагогических условий развития ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что проектная деятельность и мобильная, трансформируемая развивающая предметно-пространственная среда, будет играть важную роль в доступности знаний о труде взрослых.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155. [Электронный ресурс]. — URL: http://base. garant. ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1e. (дата обращения: 09. 11. 2022)
  2. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.  М., 1964.  352 с.
  3. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка.  М.: смысл, Эксмо, 2004.  512 с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.  СанктПетербург: Питер, 2000.  705с.
  5. Кузнецова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.  М.: 2007.  144 с.
  6. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина,  СПб: Детство‒Пресс, 2001.  244 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год