Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья
Психология
Автор: Номеровская Анастасия Викторовна   
16.10.2022 06:16

Проект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровьяПроект по предупреждению профессионального выгорания и сохранению здоровья

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 276 г. Барнаул

Подготовила: педагог-психолог Номеровская А.В. Учебный 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА.
  3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
  4. ИДЕЯ ПРОЕКТА.
  5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
  6. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
  7. ВЫВОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  9. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА.

Введение:

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства. Такой педагог за 15-20 лет работы научился решать и простые, и самые трудные задачи; уже выделяется какими-то специальными качествами, умениями, универсализмом, широкой ориентировкой в своей области; педагог обретает индивидуальный, неповторимый стиль деятельности и имеет основание считать себя в чем-то незаменимым.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т.е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом профессионального эмоционального выгорания. Под этим понятием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Нужно отметить, что выгорание очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, «негативистами» и пессимистами; и они, взаимодействуя на работе с другими людьми, могут быстро превратить целый коллектив в собрание «выгорающих». Поэтому профилактика профессионального эмоционального выгорания должна стать важным направлением в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

Краткая аннотация проекта

С целью предупреждения профессионального выгорания и сохранения здоровья педагогов в МАДОУ «Детский сад № 276» был разработан и успешно реализован краткосрочный Проект, который рассчитан на 1 недели, реализован со 25 апреля по 29 апреля 2022 года.

В рамках данного проекта проведены различные тематические мероприятия.

С 25 по 29 апреля 2022 года в образовательном учреждении прошла Неделя психологии. Каждый день Недели имеет свою тему, плавно вытекающую из темы предыдущего дня, девиз, задачи и средства реализации, связанные с основной идеей. В течение недели проводятся разнообразные мероприятия для всех категорий целевой аудитории (детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ), что расширяет содержание работы и увеличивает эффективность средств воздействия и взаимодействия. Некоторые дни носят информационный и рекомендательно-стимулирующий характер, другие – системно-деятельностный.

Рефлексия обеспечивается через «Забор психологической разгрузки и дерево пожеланий» и путем свободного обмена мнениями.

Психологический тренинг «День психологической разгрузки» нацелен на:

  • Формирование благоприятного психологического климата;
  • Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;
  • Профилактика профессионального выгорания;
  • Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
  • Снятие эмоционального напряжения.

Реализация проекта начинается с диагностической деятельности. Анкетирование «Микроклимат в педагогическом коллективе» — полученные в ходе анкетирования (см. в приложении 1,2, 3) данные позволяют определить результативность Недели психологии.

В описательной части представлены материалы диагностического исследования по методикам Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева: тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (приложение 1); тест для опытного воспитателя для определения эффективности его работы (приложение 2).

Отработанная тренинговая программа профилактики, реализованная в данном проекте, показала эффективные результаты по преодолению синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов МАДОУ «Детский сад №276».

Актуальность проблемы. Безусловно, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в больше мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью человека, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей дошкольников, оказывает сильное влияние на характер профессионального общения педагога.

Для детского сада проблема профессионального эмоционального выгорания на момент разработки проекта становилась актуальной. На наш взгляд существуют проблемы оптимальной реализации педагога в профессии, и получение удовлетворения от продуктов своего труда. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:

  • эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой)
  • редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).

Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортная, психологически благоприятная среда. Но в воспитательном процессе участвуют несколько сторон. Не только дети, но и взрослые, и в первую очередь – педагоги. О психологическом здоровье педагогов говориться очень мало, а еще меньше уделяется внимания профилактике эмоционального выгорания.

Идея проекта. В связи с этим организация по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Сознание педагогами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самосуществования в профессиональном труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания.

Что участие в проекте даст его участникам. В ходе реализации проекта педагоги детского сада приобретают знания и умения управления своим эмоциональным состоянием с помощью способов саморегуляции, у них формируется стрессоустойчивость.

Цель и задачи проекта:

Целью проекта является предупреждение возникновения и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Задачи:

  1. Провести диагностическое исследование по выявлению уровней выраженности фаз эмоционального выгорания педагогов детского сада, обработать и проанализировать результаты.
  2. Формирование у педагогов позитивного отношения к работе; повышение мотивации к профессиональной деятельности.
  3. Гармонизация взаимоотношений между коллегами.
  4. Разработать комплекс мероприятий и рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания. Предоставлять необходимую информацию для выбора собственных стратегий поведения, позволяющих сохранять профессиональное здоровье.
  5. Корректировать у педагогов неадекватные отношения, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы.

Гипотеза проекта заключалась в том, что комплекс мероприятий, направленный на профилактику выгорания позволит:

  1. Качественно изменить отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность).
  2. Развить профессиональную мобильность педагогов, которая раскрыла бы перед ними новые возможности самореализации, повысила их ценность, конкурентоспособность.

Участники проекта: члены администрации ДОУ, 20 воспитателей, 2 музыкального руководителя, 1 инструктора по физической культуре, специалисты узкой направленности. Средний стаж работы – 10 лет, средний возраст – 30 лет.

Ожидаемый результат от реализации проекта – это дружная, сплоченная, работоспособная и конкурентоспособная команда педагогов.

Реализация проекта.

На первом этапе, цель которого была формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности, было проведено:

  • Первичная и повторная диагностика по методике «Цветовой тест Люшера» на установление зависимости между предпочтением человеком определенных цветов и его текущем психологическим состоянием (см. Приложение 1)
  • Диагностическое исследование по методикам Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева: тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости; тест для опытного воспитателя для определения эффективности его работы (см. Приложение 2).
  • Диагностическое исследование по методикам Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева: тест для опытного воспитателя для определения эффективности его работы (см. Приложение 3).
  • Тренинг «День психологической разгрузки» (см. Приложение 4).
  • Игра для педагогов «Тайный друг» (см. Приложение 5).

Так как наиболее распространенным средством профилактики эмоционального выгорания является непрерывное образование, самообразование педагога, повышение его квалификации и компетентности, на втором этапе была поставлена цель: развитие профессиональных качеств, совершенствование социально-психологической культуры.

На втором этапе были проведены:

  • Оформление приемных для родителей и педагогов «Забор психологической разгрузки», «Дерево пожеланий».
  • Тренинг «День психологической разгрузки».
  • Проведение Недели психологии.
  • Релаксационное занятие направленное на расслабление и познания себя через музыку
  • Проведена игра Игра «Тайный друг» способствует психологической разгрузки, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержке.
  • Психологом детского сада оформлена стендовая консультация «Слагаемые профессионального имиджа воспитателя МАДОУ», где подробно рассмотрены основные составляющие имиджа воспитателя.

Выводы по реализации проекта.

  1. Предварительные выводы по результатам наблюдений за педагогами и рабочими ситуациями подтвердились: в результате диагностики на определение педагогической стрессоустойчивости воспитателей был выявлен педагог с наличием уже сформированного синдрома, 1 педагог – с синдромами в различных стадиях формирования. У 80% молодых педагогов сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет учиться у более опытных коллег и успешно работать по выбранной специальности. Стрессоустойчивость – нормальная.
  2. Тестирование опытных педагогов на определение эффективности работы, проработавших по специальности более 10 лет. Педагоги в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно — развивающей и культурно – просветительской функции воспитателя, обладают собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
  3. В экспресс оценке эмоционального выгорания в коллективе приняло участие 25 человек. Первичная экспресс оценка выгорания педагогов показала:
  • лишь 72% опрашиваемых синдром выгорания не грозит;
  • 28% педагогам необходимо взять отпуск, отключится от рабочих дел;
  • нулевые показатели – желание участников сменить работу, либо переменить стиль жизни. На сегодняшний день ни один из педагогов серьезно не подвержен влиянию синдрома эмоционального выгорания.

Необходимо отметить, отработанная тренинговая программа профилактики, реализованная в данном проекте, показала эффективные результаты по преодолению синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов МАДОУ «Детский сад №276».

  • Вторичное диагностирование педагогов по экспресс оценке выгорания:
  • 80% опрашиваемых синдром выгорания не грозит;
  • 200% педагогам необходимо взять отпуск, отключится от рабочих дел;
  • нулевые показатели – желание участников сменить работу, либо переменить стиль жизни. На сегодняшний день ни один из педагогов серьезно не подвержен влиянию синдрома эмоционального выгорания.

4. Получение информации о текущем психологическом состоянии проводилось в два этапа: первичный и вторичный. Интерпретация диагностики по методике «Цветовой тест Люшера» показали следующие результаты: доминирующие цвета выборов – зеленый (первичная обработка — (38%); вторичная – (36%); желтый (первичная обработка — (35%); вторичная – (44%). Желтый цвет говорит о способности человека принимать и обрабатывать значительный объем информации. Люди, использующие желтый цвет, любознательные и ищущие. Обычно это педагоги, воспитатели, специалисты. Гармоничное расположение желтого встречается у людей самостоятельных, ответственных, выдержанных, дипломатичных, в меру тщеславных. Зеленый цвет наделен природными качествами к самокоррекции. Он проницателен, склонен к сотрудничеству, эмоционально отзывчив, способен выслушать и понять собеседника. Хочется отметить, что такие цвета как черный, коричневый и серый в нашем коллективе как в первичном так и вторичном выборе встречаются у (1%) педагогов и это очень радует.

5. Отработанная тренинговая программа профилактики, реализованная в данном проекте, показала эффективные результаты по преодолению синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов МАБДОУ «Детский сад №276».

Заключение

Резюмируя результаты проведенной работы, хотелось бы отметить, что польза от данных мероприятий бесспорна: они не только способствуют снижению эффекта эмоционального выгорания в деятельности педагогов, но и формируют условия для создания благоприятного климата в коллективе в целом.

Проведение в рамках Недели психологии мероприятий, направленных на взаимодействие с педагогами, создает условие для доверительных отношений в коллективе, активного участия каждого из них в его жизни, удовлетворенности работой, предупреждения создания стрессовых ситуаций. Кроме того, участие и в тренингах, и в конкурсе в дальнейшем открывает возможности для свободного мышления, творчества, что в свою очередь позволяет педагогам создавать психологический комфорт в детском коллективе и стимулировать воспитанников на хорошие результаты.

Перспективы совершенствования результатов проекта:

  1. На уровне ДОУ: дальнейшая работа в ДОУ по профилактике профессионального эмоционального выгорания, индивидуальная работа.
  2. На уровне города: обмен опытом по теме. Представление опыта работы по профилактике выгорания педагогов в форме проекта с практическими рекомендациями специалистов психологической службы в вопросах организации работы по профилактике выгорания педагогов.
  3. В конце сентября 2022 года будет пролонгирована работа ДОУ по данному направлению «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов» конкурсом педагогического мастерства «Супер-педагог», который будет приурочен к профессиональному празднику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ — 2004 №4
  2. Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог. 2003. №43
  3. Кряжева Л. Журнал «Управление ДОУ №4-2004 «Эмоциональное выгорание у воспитателей».
  4. Справочник педагога – психолога. Детский сад.
  5. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999 г.
  6. Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Диагностика эмоционального состояния Цветовой тест М. Люшера

Области применения. Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка и взрослого;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Общее описание

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование: опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

  1. синий явно предпочитаемые цвета
  2. зеленый
  3. красный предпочитаемые цвета
  4. желтый
  5. фиолетовый нейтральные цвета
  6. коричневый
  7. черный негативные цвета
  8. серый (нулевой)

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.

3 балла — допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла — смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый — на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное — требуется помощь психолога, педагога.

1 балл — черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Приложение 2. Тест для молодого воспитателя

на определение его педагогической стрессоустойчивости

(Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору — на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других — и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что

доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" — у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

"Б" — у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны — и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" — У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

для ответов типа «А» — нормальная.

для ответов типа «Б» — неустойчивая.

для ответов типа «В» — свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

Приложение 3. Тест для опытного воспитателя на

определение эффективности его работы

(Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом

копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом.

Приложение 4. Тренинг «День психологической разгрузки»

Ход проведения:

Психолог: Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, отвлечься от работы, будних дней и расслабиться. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом:

1. Ритуал приветствия: «Здравствуйте, друзья»!

Педагоги стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит достать по одной карточке. У каждого педагога в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Их задача найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, педагоги приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

2. Психологическая зарядка

Работа в детском саду – это почти всегда напряженность, снижение работоспособности, усталость. Получить заряд бодрости, нам всегда помогает зарядка. Предлагаю сделать несколько упражнений не простой, а психологической зарядки.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
  3. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
  7. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  8. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».

Упражнение 3. «Фруктовый салат»

Ход: Ведущий делит всех участников на 3 группы: яблоки, бананы, груши. Игроки стоят в кругу, ведущий в центре. Он называет какой-либо из трех фруктов – игроки с таким названием должны поменяться местами. Если называется «Фруктовый салат», то местами должны меняться все.

Упражнение 4. «Комплимент на сердце»

Ход: Взять каждому по два сердечка, подписать одним положительным качеством и положить в чудесный мешочек, к которому в конце тренинга мы вернёмся.

Упражнение 5. «Виртуальное путешествие»

Ход: Чтобы поднять настроение, я вам предлагаю поиграть в игру «Виртуальное путешествие». Сейчас, мы с вами, по очереди будем бросать мяч по кругу, сообщая тому, кому вы бросаете мяч, в какое виртуальное путешествие вы его отправляете. Например, в холодильник, на пальму, на диван, в Древнюю Грецию и т. д. Тот, кто поймал мяч, должен назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили.

Упражнение 6. «…, зато ты»

Ход: каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…, зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты)

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Упражнение 7. «Реклама».

Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.

Что

Откуда

Как использовать

Предлагаемые предметы:

  • пустая консервная банка;
  • перегоревшая лампочка
  • лопнувший воздушный шарик.

Упражнение 8. «Рисунок на спине»

Ход: «А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали».

После упражнения ведущий задает вопросы. Что помогало понимать и передавать ощущение? Что чувствовали первые и последние стоящие в команде? Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?

Упражнение 9. «Ожившая строка»

Предлагаю педагогам разбиться на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает одинаковый список, состоящий из песенных строк.

Варианты песенных строк.

- «Я люблю тебя, жизнь!»

- «Дружба начинается с улыбки»

- «Все пройдет и печаль и радость.»

- «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»

- «Луч солнца золотого»

- «Мы едем, едем, едем в далекие края.»

- «Звезда по имени солнце»

- «Три белых коня, три белых коня, Декабрь, январь и февраль

Выбрав строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. Остальные – отгадывают.

Упражнение 10. «Встреча»

Включается приятная расслабляющая музыка.

Психолог: А сейчас сядьте поудобнее. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Все ваше тело отдыхает… поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните…

Обратите внимание на то, как вы одеты, какое у вас выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно себя рассмотреть… А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда будете готовы, вы откроете глаза.

Обсуждение: Опишите себя в детстве и тот образ, который сейчас возник в вашем воображении. Опишите ваши переживания и впечатления.

Психолог: Как вы уже поняли, путём релаксации мы с вами отправимся в путешествие «Наше детство». А сейчас я вам буду показывать фотографии каждого нашего педагога, а вы постараетесь узнать его и назвать имя.

Демонстрируются на экране детские фотографии, педагоги рассматривают и называют имена.

Педагог-психолог предлагает участникам тренинга достать из мешка по 2 сердца и подарить тем из коллег, кто, по их мнению, обладает указанными на них качествами.

Упражнение 11. «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

«В заключение нашего тренинга, хочу подарить вам подарки, на первый взгляд это обычные простые карандаши с резинкой. Не торопитесь делать вывод. Это волшебный инструмент. Им вы можете написать на бумаге всё на свете: мысли, чувства, желания, эмоции. А если не вышло, то можно стереть и начать всё сначала. И в жизни не теряйте оптимизм, помните, что можно всё начать сначала. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие!»

Приложение 5. Игра для педагогов «Тайный друг».

Цель: игра способствует психологической разгрузки, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержке.

Педагогами необходимо было написать и отправить по 5 писем с пожеланиями и добрыми словами своим коллегам.

День сегодня не обычный — "Тайный друг" у нас игра.

Так как нельзя собрать всех в зале, поиграем так тогда:

"Вам даю по 5 конвертов пожелания написать,

А потом в почтовый ящик попрошу их отправлять.

Правила игры такие:

Указать" Кому" письмо, чтоб по адресу дошло.

Пожелания любые, юморные и простые.

" От кого " писать не надо, так интересней будет, правда!

И кому письмо отправил, держит это каждый в тайне.

Потом ящик я открою, письма дружно заберу.

Пожелания Вам оформлю, потом каждому вручу!

Весь коллектив с удовольствием участвовал в психологической игре, всем хотелось поделиться своим внимание и заботой со своими коллегами. Педагоги с нетерпением ждали вручения писем. Им было приятно держать в руках листки бумаги, в которые вложены частички души их коллег. Они получили массу положительных эмоций.

Много писем было адресовано педагогам, которые сейчас находятся на больничном. Коллеги их поддержали приятными и добрыми пожеланиями.

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

Забор психологической разгрузки

Дерево пожеланий

Имидж педагога ДОУ как одна из основных составляющих имиджа учреждения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год