Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СДВГ? Как помочь ребенку
Психология
Автор: Хубиян Этери Ашотовна   
30.03.2022 16:03

СДВГ? Как помочь ребенкуСДВГ? Как помочь ребенку

Автор: Хубиян Этери Ашотовна, педагог-психолог ГБОУ Школа №1985

Разделы: Школьная психологическая служба

Актуальность: В данной статье рассмотрена проблема СДВГ. Отражены основные аспекты поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Предложена схема нейропсихологического обследования. Даны рекомендации родителям.

Ключевые слова: гиперактивность, нарушения внимания, эмоциональные нарушения

Тематическая рубрика: дошкольное образование

Любая проблема ребенка в большинстве случаев объясняется особенностями развития мозга. Дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти — это и есть СДВГ. Из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем нарушается эффективная деятельность и социальная адаптация ребенка.

Наиболее ранним клиническим упоминанием о ребенке с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может считаться описание, сделанное в 1798 году психиатром Александром Кричтоном. И уже в 1845 году немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман положил начало изучения проблемы, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище «непоседа Фил».

 

Скачать конспект

СДВГ – нейробиологическое состояние, характеризующееся неадекватным для данного возраста уровнями невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые проявляются в различных комбинациях в разных условиях: в детском саду, школе, дома и в иных социальных ситуациях. Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

У таких детей наблюдается нарушение сенсорной интеграции. Причины СДВГ могут быть разные. Одной из причин является наследственность (как правила у одного из родителей наблюдались подобные симптомы в детстве). К другим причинам относят родовую травму (смещение шейных позвонков), внутриутробную гипоксию, которая пагубно влияет на развитие головного мозга. Опасны травмы во время беременности, прием медикаментов в первой половине беременности, а также травмы и серьезные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка. Важную роль играет питание, недостаток витаминов и минералов (витаминов Д, группы В, йода, магния, цинка).

В последнее время число таких детей неуклонно растет и является одной из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к психологу, неврологу, психиатру. Одни специалисты не считают это проблемой, другие – серьезным диагнозом. Родители чувствуют в обществе себя неловко с таким ребенком, испытывают трудности в воспитании. Не обращать на это внимание, рассчитывая, что все пройдет со временем, не правильно.

Проблема ребенка с СДВГ усугубляется с поступлением в школу, когда наступает кризис семи лет. Ребенок становится неуправляемым, нуждается в помощи. Главное – не упустить время. В любом случае диагноз ставит психиатр, состояние здоровья оценивает невролог, психолог – когнитивные функции и поведенческие проявления. И только в комплексе со всеми специалистами и, иногда с медикаментозным лечением, можно добиться результата.

Каковы же симптомы СДВГ? Это – нарушения внимания, гиперактивность, импульсивность. У некоторых детей отмечается парциальная несформированность высших психических функций.

У детей с СДВГ часто наблюдаются и другие нарушения:

  • нарушение координации – тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесие (трудно кататься на велосипеде, самокате), зрительно-пространственной координации (игровая деятельность)
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость)
  • нарушение коммуникативной сферы (сложность в общении со сверстниками)
  • парциальная задержка развития (трудности в обучении: счет, письмо, чтение дается с трудом).

Чтобы определить характер и степень когнитивного нарушения и планировать дальнейшую работу с ребенком с СДВГ, я провожу нейропсихологическую диагностику, которая включает в себя ряд тестов, таких как:

  • таблица Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25)
  • тест Поппельрейтера (изображение контура, силуэта знакомых предметов, наложенных один на другой)
  • тест Д.Векслера (изображение предметов с недостающими деталями)
  • тест «заборчик» (С. Д. Забрамная)
  • тест движений пальцев рук (А. Р. Лурия).

По результатам диагностики составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком. Главный фактор успешности – это организованность внимания. Поэтому особенно важно проводить занятия по развитию свойств внимания и произвольного компонента деятельности у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. При планировании занятий учитываются психологические особенности гиперактивных детей, в ходе которых чередуются двигательные упражнения и интеллектуальные задачи, игры и совместная деятельность. Направления работы:

  • развитие дефицитарных функций (развитие произвольного внимания, функции двигательного контроля, самоконтроля)
  • отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками (упражнения на развитие коммуникативных навыков)
  • работа с гневом (обучение приемам саморегуляции и выражения гнева).

Нелегко приходится таким детям и в социуме. Дети с СДВГ испытывают трудности в общении. Часто становятся «изгоями» в группе — их не принимают в игру, дразнят. Задача взрослых — воспитателей, специалистов, родителей – помочь ребенку адаптироваться: привить социальные навыки, научить взаимодействовать со сверстниками, развить игровые способности.

Ребенок не виноват в своих проблемах!

Рекомендации родителям:

  • вместо запретов предоставьте ребенку альтернативный выбор, переключите внимание на какое-либо действие, предмет
  • способствуйте повышению самооценки, хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркните даже незначительные успехи
  • озвучивая свои требования и инструкции ребенку, старайтесь соблюдать последовательность и реальность: «сейчас я буду тебя одевать» или «мы оденемся и пойдем на улицу»
  • не забывайте о том, что ваш ребенок не из вредности дергает ногой и вскакивает в транспорте, когда вы просите его спокойно посидеть. Да и невнимательным ребенок бывает не специально
  • старайтесь всегда держать под контролем его действия, а лучше — все совершать вместе, придерживаясь определенного ритма
  • не отвечайте ребенку однозначно и грубо: объясните, почему такое поведение недопустимо или обижает вас
  • старайтесь вести себя с ребенком адекватно: не завышайте планку своих требований, но и не старайтесь ему потакать
  • если у вас невнимательный ребенок, наберитесь терпения и спокойно повторяйте свои просьбы столько раз, сколько потребуется для того, чтобы вас услышали
  • старайтесь вызвать у ребенка интерес, подключив его тягу к соревнованию: «Давай, кто быстрее соберет игрушки — тот…»
  • всегда показывайте свою реакцию на слова и жесты ребенка, не игнорируйте его
  • не прибегайте к физическому наказанию, унижению.

В запасе у родителей должен быть арсенал разнообразных развивающих игр, в которые можно играть всей семьей. Полезны прогулки на свежем воздухе, занятия в бассейне, аэройога – воздушная йога (под присмотром специалиста). Допустима также физическая активность, которая дополнит коррекционные занятия. Это:

  • дыхательные упражнения по А.Стрельниковой (обеспечивает кровоток к головному мозгу, насыщая кислородом)
  • упражнения на балансире (развивает координацию движений)
  • перекаты на правый-левый бок, лежа на полу, согнув ноги в коленях
  • лежа на полу, вытянув руки вверх, 5-6 перекатов со спины на живот
  • прыжки со стула на мягкую поверхность (с подстраховкой)
  • подпрыгивания, сидя на гимнастическом мяче
  • сидя на полу – «езда на велосипеде» с сопротивлением (выполняется в парах).

Все эти меры помогут ребенку адаптироваться к социуму, успешно осваивать общеобразовательную программу.

Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть!

Список используемой литературы

  1. Дети с СДВГ, или «неудобные дети» И.Г. Моляк, журнал Справочник педагога-психолога, №8, 2014г.
  2. «Синдром дефицита внимания», Российский вестник перинтологии, №3 2000г
  3. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», Забрамная С.Д., Боровик О.В., Издательство «Владос», 2008г
  4. Программа развития внимания и произвольного компонента деятельности у детей с СДВГ «Школа Внимания», Международная общеобразовательная школа «Интеграция ХХI век», 2019г
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год