Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Моя Вселенная!»
Психология
Автор: Сластная Марина Михайловна   
05.11.2021 20:32

Проект «Моя Вселенная!»Проект «Моя Вселенная!»

Составитель: педагог – психолог высшей квалификационной категории Сластная Марина Михайловна МБДОУ Детский сад №15 «Родничок» п. Мишелевка — 2020 г.

Пояснительная записка: Душа ребенка – это целая Вселенная. Это удивительный загадочный мир, полный тайн и открытий, в то же время – это хрупкая, ранимая структура, которая требует бережного, заботливого отношения и умелых грамотных действий от педагогов ДОУ. Процессы созревания механизмов произвольной психической саморегуляции и самоконтроля личности начинается именно в дошкольные годы. Овладение психологическими компетенциями, поможет ребенку научиться распознавать свои эмоциональные состояния, укрепить нравственные ориентиры, развить в себе такие важные качества: как сочувствие и сопереживание, сделать первые шаги на пути принятия себя, окружающего мира и других людей. Формирование у детей осознанного отношения к реалиям своего существования, умения быть самостоятельным, инициативным, действовать по своему усмотрению и собственному побуждению, умения регулировать свою деятельность в соответствии с ситуацией на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Открытость миру в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать конкретные результаты собственных действий и действий других.

Скачать проект

Психическое развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикаторами» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутреннее его состояние окрашено положительными эмоциями, и он знает, что справится с любой ситуацией внутри себя, — это придает ему уверенности и формирует личность. Таким образом, решаются проблемы не только в эмоционально — нравственной сфере личности дошкольника, но и проблемы качественного и увлекательного обучения детей в саду.

Психологический коррекционно-профилактический проект: «Моя Вселенная!» нацелен на психолого-педагогическое сопровождение, развитие психологических компетенций и компетентностей всех участников педагогического процесса в ДОУ.

Актуальность проекта: Для создания благоприятной развивающей среды и психологической поддержки дошкольников в рамках ФГОС, в нашем детском саду оборудованы сенсорные зоны для проведения психолого-педагогических занятий и психологических тренингов. Оказание психологической помощи направлено на повышение психологической компетентности дошкольников с целью стабилизации психологического здоровья и преодоления психологических проблем в развитии детей. Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и затемненные. Оба вида положительно воздействуют на психику ребенка: развивают моторику, обостряют чувство восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние в равновесие. Занятия в светлой сенсорной комнате носят элемент игрового тренинга, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Затемненная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановление психоэмоционального состояния ребенка и расслабление его нервной системы. Занятия проводятся при приглушенном свете, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом сенсорная комната напоминает волшебный мир. Благодаря сенсорным ощущениям, которые получает ребенок, исследуя все элементы комнаты, его внутреннее равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Для познания ребенком самого себя своего внутреннего «Я», для развития гармоничной личности дошкольника необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия. С этой целью, разработан психолого-педагогический проект: «Моя Вселенная!». Актуальность обусловлена необходимостью создания оптимальных условий и психолого-педагогической поддержки воспитанников. Сенсорные зоны, как инновационная модель необходимы нашему учреждению: для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников и педагогов; познавательного и эмоционального развития детей, ранней профилактики и коррекции психического развития дошкольников, а особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их более качественного воспитания и образования, успешной адаптации и социализации. Для осуществления психологического направления работы в ДОУ, не достаточно рекомендуемой комплексной программы «Цветик – Семицветик», под редакцией авторов: Н. Ю. Куражевой, Н. В. Вараевой И. А., Козловой, А. С. Тузаевой, где в основе только психолого-педагогические и развивающие занятия, и не предусмотрена коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в психологическом аспекте развития, а также и для детей с ОВЗ Психологический коррекционно-профилактический проект «Моя Вселенная!» — нацелен не только на психолого-педагогическое сопровождение, а также на коррекцию и профилактику психологических проблем в развитии старших дошкольников, на формирование психологических компетенций и компетентностей всех участников педагогического процесса в ДОУ. Таким образом, решаются проблемы не только в эмоционально — нравственной сфере личности дошкольника, но и проблемы качественного и увлекательного обучения детей в саду.

Психологическая коррекционно-профилактическая помощь осуществляется в трех взаимосвязанных формах:

  • Профилактическая и консультационная работа
  • Психокоррекция и психотерапевтическая работа
  • Психодиагностическая работа

Основными направлениями проекта являются:

  • Совершенствование социально – психологического климата и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ; — Создание условий для развития положительного эмоционального настроя; — Профилактика и коррекция психологического развития дошкольников.

Теоретической и методологической основой проекта являются:

  • Теория А. Н Леонтьева о движущих силах развития психики ребенка
  • Положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, определения его зоны актуального и ближайшего развития и возрастных особенностях ребенка
  • Учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психологическом подходе в системе специального инклюзивного обучения
  • Идеи развивающего обучения Э. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

Цель проекта: Сохранение и укрепление психологического здоровья, создание здоровьесберегающего пространства с применением инновационных психологических технологий, методов и приемов в профилактике и коррекции психического развития дошкольников.

Задачи проекта:

Образовательные: — Познакомить детей с элементарными психологическими знаниями о человеке, его внешнем и внутреннем мире;

  • Расширять представления об эмоциональном мире человека
  • Дать элементарные представления о развитии психических процессов и свойствах личности.

Развивающие:

  • Развивать механизмы и способности произвольной саморегуляции
  • Развитие креативного мышления, учить самостоятельно, находить решения в проблемных ситуациях
  • Развивать позитивные коммуникативные качества, укрепляя нравственные ориентиры. Воспитательные:
  • Формирование «Я — концепции», своего самоощущения, самопознания, самосознания
  • Определение конкретных целей своих поступков и способов их реализации, учить брать на себя ответственность
  • Развивать культуру отношений ребёнка к себе и другим, воспитывать чувства эмпатии и толерантности к другим.

Коррекционные:

  • Положительная адаптация и социализация дошкольников ДОУ
  • Профилактика и коррекция эмоционально-личностной сферы
  • Коррекция эмоционально- волевой сферы
  • Профилактика адаптационных и кризисных периодов, психологическая готовность к школьному обучению.

Психологический проект «Моя Вселенная!» включает в себя пять разделов:

Раздел I «Я и мой внешний и внутренний мир» Психологическая азбука – совершенствование психических процессов.

Раздел II «Я и мои чувства, взгляды, желания»

Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения

Раздел III «Моя индивидуальность»

Формирование личностной сферы: профилактика и коррекция личностных качеств

Раздел IV «Я и другие: мы рядом — мы вместе!» Совершенствование эмоционально – волевой сферы и социальных навыков и умений

Раздел V «Диагностический аспект»

  • Диагностика психофизиологической сферы развития
  • Диагностика адаптационного периода
  • Диагностика показателей уровня психологического

развития детей: начальная диагностика, срезовая диагностика, итоговая диагностика;

  • Диагностика развития личностных качеств детей
  • Диагностика готовности к школьному обучению

Проект рассчитан на два возрастных этапа: старший дошкольный возраст 5 – 6 лет, и подготовительный дошкольный возраст 6 — 7 лет. На каждый возрастной этап предусмотрен примерный тематический план психологических занятий с детьми по подгруппам: светлая сенсорная зона – 10 – 12 детей; затемненная сенсорная зона – 6 детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья всех участников педагогического процесса;
  • Создание благоприятных условий для адаптации и положительного эмоционального состояния воспитанников и педагогов ДОУ;
  • Индивидуально – деятельностный подход в работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования дошкольников ДОУ;
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
  • Овладение техниками саморегуляции и стрессоустойчивости участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • Профилактика и коррекция личностных качеств у старших дошкольников;
  • Формирование компетентных психолого-педагогических знаний у детей, педагогов и родителей;
  • Улучшение динамики показателей диагностического аспекта;
  • Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению, положительная динамика к формированию универсальных учебных действий (УУД).

Используемая литература

  1. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»;
  2. Иванова Г. П. «Театр настроений» — коррекция и развитие эмоционально – нравственной сферы;
  3. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Я, Ты, Мы» — социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет;
  4. Кудрина Г. Я., Коваленко Г. Ф. «Школа душевных наук» — уроки психологии в детском саду;
  5. Кудрина Г. Я., Ковалева Е. Б. «Психологические защиты у дошкольников» — диагностика и коррекция;
  6. Куликовская И. Э. «Мировидение» — интеллектуально – познавательная программа;
  7. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» — эмоциональное развитие;
  8. Литвинцева Л.А. «Использование приемов сказкотерапии»;
  9. Малахова А. Н. «Небесное путешествие» — игротерапия для дошкольников;
  10. Маралов В. Г., Фролова Л. П. «Коррекция личностного развития дошкольников»;
  11. Миронова М. М. «Психология, разработки занятий» — средний – старший дошкольный возраст;
  12. Овчар О. Н., Колягина В. Г. «Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии»;
  13. Панфилова М. А. «Игротерапия общения»;
  14. Романюта В. Н. «Ты и твои друзья, учим детей общаться»;
  15. Рерих Н. К. «Мудрость в сказках и наставлениях»;
  16. Сакович Н. А. «Практика сказкотерапии»;
  17. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. «Тропинка к своему – Я» — психологическое здоровье дошкольников;
  18. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. «Лабиринты души: терапевтические сказки»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год