Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС.
Психология
Автор: Крапивина Наталья Игоревна   
23.04.2021 16:38

Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС.Внедрение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающую работу, как эффективное средство реализации ФГОС.

Рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается с каждым годом. Дети рождаются физиологически незрелыми и имеют перинатальную патологию. По данным экспертов Минтруда: в России выросло число детей с инвалидностью. В 2019 году их стало 670 тысяч, что почти на 20 тысяч больше, чем годом ранее. В свою очередь, современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют все больше внимания уделять познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Родничок», наравне с нормотипичными воспитанниками, посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: дети с общим недоразвитием речи, дети с задержкой психического развития, дети, имеющие инвалидность (умственная отсталость), воспитанники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. А также воспитанники с негативными поведенческими проявлениями. У этих категорий воспитанников, как правило, развитие сенсорной сферы крайне неравномерно и существенно отстает от возрастных норм. Соответственно нарушается формирование представлений о сенсорных стандартах, включая цвет, форму, размер Все это осложняется низким уровнем развития, а в некоторых случаях и полным отсутствием речи. Для таких детей развитие сенсорных навыков и мелкой моторики — одна из важнейших предпосылок развития всей познавательной сферы. Исходя из вышеизложенного, создание сенсорной комнаты в нашем дошкольном учреждении, является дополнительной возможностью для реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками данных категорий, для оказания им всесторонней помощи.

Комната психологической помощи с сенсорным оборудованием — это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и когнитивного развития, помогает стабилизировать эмоциональное состояние, повысить эффективность любой деятельности, направленной на улучшение психического и физического здоровья взрослых и воспитанников дошкольного возраста.

По окончании дошкольного возраста у воспитанников необходимо сформировать систему сенсорных норм и перцептивных действий. Сенсомоторное развитие является основами общего психического развития ребенка и является базой успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к дальнейшему обучению в школе также напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие дошкольников приводит к ряду трудностей в начальном образовании.

Опыт работы в дошкольном учреждении, постоянное наблюдение за детьми позволяет предположить, что эмоциональная нестабильность в большинстве случаев препятствует гармоничному развитию ребенка.

Исходя из вышеизложенного, нами была сформирована цель реализации программы по сенсорному развитию воспитанников:

Формирование основных компонентов психического развития ребенка (формирование произвольной саморегуляции поведения, способности ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка), познавательной активности, игры, обучение пониманию собственного эмоционального состояния.

Задачами программы являются:

  1. Восстановление эмоционального комфорта, поддержание у ребенка стремления к психологическому здоровью, гармонии, равновесию.
  2. Снятие тревожности, создание чувства защищенности, безопасности.
  3. Обучение детей изучению предметов: наложение, прикладывание, ощупывание, группирование по форме и цвету вокруг эталонных образцов, а также последовательному описанию формы, выполнению запланированных действий.
  4. Развитие восприятия формы, размера, цвета, пространства, движений, целостного изображения предметов.
  5. Выражайте чувства и узнавать чувства окружающих через мимику, жесты, интонацию;
  6. Градация навыков социального поведения;
  7. Снижение эмоционального дискомфорта у детей;
  8. Развитие нравственных качеств;
  9. Повышение активности и самостоятельности детей;
  10. Формирование и коррекция нарушений в коммуникации.

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

  • ­ профилактическая и развивающая работа с дошкольниками – индивидуальные и подгрупповые занятия до четырех человек;

­* просветительская работа с педагогическим коллективом;

  • ­ просветительская работа с родителями;

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

В содержание работы входят следующие формы и методы, эффективные как для взрослых (сотрудники ДОУ и родители), так и для воспитанников:

  • Игровое моделирование поведения.
  • Телесно-ориентированные методы.
  • Методы релаксации.
  • Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
  • Сказкотерапия.
  • Визуализация.
  • Психогимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Технология совместного обучения.

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Индивидуальная работа.
  2. Подгрупповая работа.

Формы работы с родителями

  • Стендовая информация, консультации.

В результате проведенной работы, за первое полугодие 2020-2021 учебного года, педагоги и родители воспитанников регулярно посещающих занятия в сенсорной комнате отмечают следующие тенденции:

  • повысился позитивный эмоциональный отклик при посещении дошкольного учреждения (снизилась тревожность, плаксивость, воспитанники с желанием посещают ДОУ)
  • наблюдаются улучшения в познавательной активности, контактности, внимательности.

В то же время, беседы с родителями, позволили сделать вывод о том, что причинами низкого уровня развития ребенка являются не только особенности уровня развития ребенка, развития его сенсорной сферы, неврологические нарушения, но и качественная педагогическая грамотность родителей, системность занятий. Отмечается, что родители или часто в завышают или занижают уровень развития ребенка, что может говорить о гиперопеке или гипоопеке, а также о неправильном стиле семейного воспитания или неграмотном подходе к развитию и воспитанию ребенка.

Таким образом, систематическая работа с предложенной программой занятий в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты, способствует совершенствованию фиксации, глазомера, цветовосприятия, формированию зрительно-моторных координаций, навыков ориентировки в пространстве, а, следовательно, ребенок быстрее и успешнее адаптируется в социуме, в микрогруппе сверстников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: занятия с использованием сенсорного оборудования в коррекционно-развивающей работе открывает перед педагогами широкие возможности в решении проблемных задач развития воспитанников разного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год