Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СТАТЬЯ «ОСВОБОДИ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МОНСТРА»
Психология
Автор: Реброва Ольга Вячеславовна   
29.12.2020 17:35

СТАТЬЯ «ОСВОБОДИ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МОНСТРА»СТАТЬЯ «ОСВОБОДИ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МОНСТРА»

Рисование, как и игровой инструмент в работе с детьми — это отражение внутреннего мира, которое он может демонстрировать безоценочно. Через рисунки можно лучше понять интересы детей, действительные и воображаемые переживания, которые можно учесть при исследовании эмоционального состояния ребенка, а также устранить если есть на то причины.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим эмоциям и переживаниям, желаниям и мечтам, олицетворяет свои отношения в различных ситуациях вне зависимости от эмоционального наполнения, неважно будь они позитивными или негативными.

В первую очередь, посредством рисования удаётся выплеснуть актуальные на данный момент переживания и эмоции ребенка. Затем по степени сложности идут страхи, основанные на реальных или воображаемых событиях, произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка (психотравмы).

 

Скачать конспект

Большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер но, тем не менее, они требуют внимания и изучения со стороны взрослых, тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания.

Кто и как даёт задание нарисовать страх

Для того чтобы ребенок раскрылся, нужно начать с простого, бесцельного рисования. Постепенно войти в процесс диалога с ребенком создать атмосферу непринужденности. Таким образом вы сможете регулировать процесс от развлекательного, расслабляющего до конкретно приводящего к результату. В такой обстановке можно превратить процесс в полное погружение ребенка в нужное состояния. Важно помнить в этом процессе не должно быть принуждения и оценки деятельности ребенка. Дайте ребенку посредствам диалога сюжет рисунка и оставьте его в вовлеченности процесса.

Это один из очень важных пунктов в рисовании детского страха. Если родители всё-таки решают самостоятельно заняться рисованием страхов, то очень необходим доброжелательный настрой. Хотя если отношения с ребенком напряженный ваши усилия могут оказаться тщетными.

Чем демократичнее родители в воспитании детей, тем успешней проходит процесс рисование страхов в то время, как излишняя требовательность и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. Дайте ребенку свободу, не в коем случае не ограничивать творческий процесс.

Рисование страхов

Дайте творческую свободу ребенку. Сказать ребенку: «Нарисуй свой страх» Значит поставить ему рамки. Такая установка заставит ребенка включить психологическую защиту в виде избегания или вовсе начать врать. Если вы примерно представляете какой страх испытывает ребенок. Вам не составит труда грамотно подвести его к рисованию. Например, ребенок боится летать на самолете, предложите нарисовать самолет или его в самолете. Боится насекомых пусть нарисует огород или лес. В описанном примере предоставлен стимул нарисовать себя внутри событий.

Из практики (занятие первое).

С девочкой Дашей (6 лет) мы были знакомы с младшей группы, имели доверительные отношения и мы могли свободно общаться. В качестве решения проблемы о которой знала от ее родителей. Предложила ей порисовать. Я предложила нарисовать ей, её сон. Ребёнок увлечённо рисовал и рассказывал о том, что ей обычно снится.

Занятие 2.

В следующую нашу встречу я предложила Даше нарисовать как выглядит её комната, вечером когда она ложится спать. По лицу девочки я поняла, что она не готова признаться в том, что боится темноты. Решила отложить до следующего занятия.

Занятие 3.

Во время практики уточняла у нее, о ее переживаниях, задавала наводящие вопросы. Даша (эмоционально замотивированный ребенок) сразу начала рисовать своего «монстра, который стоит в темноте». В ходе беседы в процессе рисования, мы выяснили, что глаза у монстра грустные и он не такой злой, страшный, как она думала.

В следующею встречу, ребёнок рисовал своего монстра, который вышел из тёмной комнаты (рис. 4) на улицу, на прогулку, чтобы найти друзей и там он встречает девочку.

По словам мамы девочки, ребёнок стал менее тревожнее засыпать один в постели.

По истечении нескольких недель ребёнок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить всё как есть, страх всё равно будет устранён — если не рисунками, то другими способами.

Если в вашем случае положительный эффект имеют не все рисунки, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами: "Ничего", "Идём дальше" не обещайте ребенку вернуться в этот процесс.

Конечно, лучше всего, чтобы со страхами работал психолог, потому что есть определённые нюансы, которые нужно учитывать и не пропустить. Но, если у вас есть уверенность в том, что вы справитесь сами и самое главное есть доверие и контакт с ребёнком, то можно попробовать устранить их самостоятельно дома. Положительный результат и сроки зависят от очень многих факторов, основной из них, какой именно страх у ребёнка и его продолжительность.

Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия родителя или психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображённых на них страхов.

Через какое-то время, можно показать ребёнку его рисунок и попросить рассказать, что на нем нарисовано.

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. Не концентрировать внимание на том, где будут храниться рисунки страха. Лучше просто тихо убрать их из виду.

Если ребенок рассказал в процессе о своем страхе спокойно и улыбаясь миссия достигнута. Помните в этом процесс главное не концентрировать внимание ребенка на страхе, а дать его выплеснуть в творческом порыве. Если проблема решена в жизни вы уже не увидите привычной реакции ребенка на событие ранее пугающее его.

Удачи вам родители, в помощи своим деткам!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год