Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога.
Психология
Автор: Викулова Оксана Николаевна   
24.10.2020 19:52

Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога.Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога.

Современные технологии, используемые в работе педагога-психолога Викуловой О.Н. в МДОУ.

В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным "лекарством". Сказка помогает мне найти общий язык с ребёнком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребёнка, ведь многие дети стесняются своих страхов. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ребёнку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далёкого сказочного героя.

 

Скачать конспект

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, я использую разные формы сказкотерапии. Её польза состоит в следующем:

  • помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.);
  • расширяет знания ребёнка о нём самом и окружающем мире;
  • обогащает внутренний мир ребёнка духовно-нравственными ценностями;
  • корректирует поведение и развитие речи;
  • стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

В индивидуальной работе с ребёнком, всегда спрашиваю о его любимой сказке. Эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Ещё и ещё раз проговаривая, проигрывая с ребёнком сюжет сказки, важно понять, что привлекает ребёнка, какой из героев нравится больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Часто предлагаю сочинить самостоятельно сказку, например, в процессе игры с песком. Сочинение сказки ребёнком и для ребёнка — это основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать при взрослых. Со временем пристрастия к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребёнок растёт, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

На групповых занятиях использую разные виды сказок: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные, дидактические сказки. Обучающий материал, помещённый в волшебную сказочную обстановку становится близким и понятным, запоминают его дети гораздо быстрее. Заинтересованность повышает мотивацию познавательной деятельности, является стимулом для выполнения задания.

В работе с родителями я побуждаю родителей читать и рассказывать детям сказки. Размещаю информацию на сайте МДОУ, в папки-передвижки, на индивидуальных и групповых консультациях. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, они вселяют в него надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Через восприятие сказочного мира ребёнок чувствует поддержку взрослых. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир.

Свою работу со сказкой строю следующим образом:

  1. чтение или рассказ самой сказки; её обсуждение. Каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. рисование по сказке; изготовление поделки-аппликации;
  3. проигрывание сказки в ролях;
  4. рассказывание сказки и придумывание к ней продолжения;

5)групповое придумывание сказок.

Идентификация ребёнка с героями сказки помогает понять, что у других имеются такие же, как у него, проблемы и переживания.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, с родителями).
  2. Чувство неполноценности, ощущение собственной малозначимости и попытки способом агрессии доказать обратное.
  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

Сказкотерапия — это метод, для применения которого могут быть использованы любые игрушки и игровые пособия. Я пользуюсь сказочными персонажами и различными видами театров. Применение кукол помогает детям в первую очередь защитить себя, кукла служит некоторым щитом, и за ней, а тем более от её имени не так страшно говорить о своих переживаниях. В дальнейшем кукла становится способом самовыражения себя. Для разыгрывания сказочных сюжетов я использую пальчиковые куклы, а так же использую шагающих кукол (они особенно полезны детям, с недостаточной развитой координацией движения), есть в нашей коллекции перчаточные куклы. Детям старшей и подготовительной группы уже больше нравится проигрывать роли, одевая различные атрибуты. Поэтому мы используем различные костюмы. и здесь проявляется полифункциональность, потому что используем костюмы совместно с музыкальным руководителем.

Сказка остаётся одним из самых доступных средств для развития ребёнка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.

В моей образовательной программе "Я чувствую и понимаю" есть два блока, посвящённых сказкотерапии. Эмоционально-волевое развитие. Использована сказкотерапевтическая программа Н.М. Погосовой "Погружение в сказку" и познавательно-речевое развитие. Использовано методическое пособие О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышовой "Сказка в песочнице". Так же я веду в течение учебного года с детьми логопедической подготовительной группы кружок " В гостях у сказки!"

Данная работа является хорошей профилактикой психологического здоровья детей, способ избежать негативных переживаний. Диагностика показывает, что у детей после занятий налаживаются отношения со сверстниками, появляется умение наполнить себя положительными эмоциями, снижается уровень тревожности, повышается уровень мимики и пантомимики. Да и родители лучше находят общий язык со своими детьми.

Анализируя результаты динамики развития прихожу к выводу эффективности использования метода сказкотерапии в своей работе в МДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год