Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
Психология
Автор: Переслегина Ирина Викторовна   
05.06.2020 20:07

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Переслегина И.В. воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Умка» г. Абакан

Аннотация: статья посвящена рассмотрению эмоционального состояния и благополучия дошкольников в современной семье. Определяется, что детско-родительские отношения, являясь одним из важных факторов эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, оказывают непосредственное влияние на выработку у них привычек поведения и критериев оценки происходящего.

Ключевые слова: семья, ребенок, эмоциональное состояние, эмоциональное благополучие, психологический климат семьи.

Эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

 

Эмоция представляет собой сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности. Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружа-ющей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, полезности или вредности.

Эмоции ребенка многообразны, открыты и часто сменяемы, подвижны, импульсивны, неосознанны. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, которые преобладают над процессами торможения.

Понятие «эмоциональное состояние» определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта ( «мне хорошо», мне плохо»), выступает в качестве интегральных ощущений благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. А.Д. Кошелева отмечает, что это понятие сопоставимо с понятием «настроение», которое она интерпретирует как в разной степени осознаваемое психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида [4]. Сопоставимо оно также и с понятием «эмоциональное самочувствие», которое определяется как ощущение либо переживание ребенком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Положительный эмоциональный фон ребенка, с точки зрения О.И. Бадулиной, находит проявление я в приподнятом настроении, улыбке и жестах, которые выражают открытость и расслабленность. Он легко вступает в процесс коммуникации и игры, проявляя заинтересованность. Для отрицательного эмоционального фона дошкольника свойственна подавленность, плохое настроение, растерянность, грустное выражение лица [2].

В исследовании эмоционального состояния дошкольников, проведенном Д.Д. Акбаевой, базовым рассматривается устойчиво конструктивное, комфортное эмоциональное состояние личности, которое влияет на внутрисемейные отношения, развитие познавательной сферы, эмоционально-волевую структуру, стратегию поведения в стрессовых ситуациях, взаимоотношения со сверстниками [1]. В целом, подобное состояние представляется автором как чувство эмоционального благополучия, в котором выделяются три основных уровня: высокий, средний и низкий, изменяющиеся в зависимости от характера детско-родительского взаимодействия. Например, высокий уровень проявляется в семье, где доминирует поддерживающий тип взаимодействия.

Благоприятный психологический климат семьи ведет к сплоченности семьи, возможности всестороннего развития личности каждого ее члена, высокой доброжелательности и требовательности членов семьи друг к другу, чувству защищенности и эмоциональному благополучию.

Е.Г. Клачкова характеризует эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [3]. Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. В связи с этим становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем воспитания.

Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, способствует созданию предпосылок для его социализации. У ребенка осуществляется процесс формирования эмоционального поведения в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся ситуации взаимодействия. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, формируют предпосылки для эмоционального благополучия. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений зачастую становится источником формирования различных психологических проблем.

К сожалению, современные родители, не осознавая всей ответственности за развитие личности ребенка, недооценивают роль детско-родительских отношений. В такой ситуации ребенок может некритично усваивать предъявляемые ему нормы и образцы поведения. Родителям необходимо помнить о том, что заложенный в дошкольном возрасте фундамент положительного самовосприятия обеспечит благоприятное личностное развитие. Родительская позиция – один из важных факторов, оказывающих влияние на формирование образа «Я» ребенка. Отталкиваемый и отвергаемый дошкольник чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Соответственно, образ «Я» у него будет формироваться негативный (возникает самоопределение «Я – плохой»).

Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуют в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Свое разрушительное влияние также оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, негибкость отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Это создает у ребенка чувства недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип личности.

Стоит подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из педагогической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных установок. В связи с этим требуется помочь семье обрести педагогическую компетентность – в этом заключается одно из направлений работы педагогов по поддержке здоровья детей.

Таким образом, семья, несомненно, играет огромную роль в процессе развития личности дошкольника. Родители обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его эмоциональное здоровье, способствовать становлению позитивного образа «Я»; формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; воспитывать понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.

Список литературы

  1. Акбаева, Д.Д. Психологические особенности эмоционального благополучия ребенка в семье / Д.Д. Акбаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-3. – С. 299 – 306.
  2. Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: автореф. дис.... канд. пед. наук. – М., 1998. – 22 с.
  3. Клачкова, Е.Г. Эмоциональное здоровье дошкольников как основа социально-коммуникативного развития / Е.Г. Клачкова // Методист. – 2015. – № 9. – С. 66 – 68.
  4. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год