Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
Психология
Автор: Бекенёва Наталья Владимировна   
01.06.2020 06:04

Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».

Автор Бекенёва Наталья, практический психолог, арт-терапевт, детский писатель член РОО Арт-терапевтической ассоциации.

Психотерапевтическая сказка и как ею пользоваться?

В те моменты, когда мы теряемся и не можем объяснить ребёнку:

  • Почему мы злимся? И что с этим делать?
  • Для чего надо учиться и в чём польза труда?
  • Зачем извиняться? И как прощать? И что такое зависть?

И так далее… и так далее.

В вопросах воспитания нет единого рецепта, но есть образы, через которые наша психика безболезненно и легко воспримет проблемную ситуацию и найдёт правильный выход.

Почему так? Вспомните, как часто в нашей жизни бывают ситуации, когда взгляд на Вашу тревожную историю постороннего человека оказывается открытием и многое проясняет? Это обусловлено абстрагированием от произошедшего через взгляд другого, не связанного с этим событием человека. Это мнение становится значимым, ценным для нас и многое проясняет.

 

Скачать конспект

Для ребёнка этим «посторонним», может быть сказка! Она яркая, насыщена образами, красочными описаниями, любимыми персонажами – это и позволяет ребёнку лучше понять себя, своё поведение и принять верное решение без нажима взрослого и через сказочного персонажа.

Итак, ребёнок столкнулся с завистью. Что делать? Как помочь малышу направить негативную психическую энергию в позитивное русло? Просто сказать «не завидуй, ничего, у тебя тоже так будет» – порой бывает недостаточно. Некоторые дети в силу своего темперамента могут замкнуться, подолгу «застревая» на той или иной ситуации, или требовать от родителей такой же игрушки как у кого-то, события, роли в спектакле и т.д. Родители быстро уступают, лишь бы избавить себя от долгих уговоров.

Выход – прослушать психотерапевтическую сказку, а после – предложить ребёнку совместную поделку, например, игрушку, не ту, что он увидел у Пети или Васи, а сделанную своими руками – уникальную и неповторимую (из солёного теста, пластилина, глины или при помощи изобразительных средств).

Или выучить, а лучше сочинить оригинальные, запоминающие слова для роли в спектакле, на утренник. В общем, не зацикливаться на произошедшем, а направить энергию ребёнка на созидание.

Сказка о тучка-хмурёнах.

Цель: развитие у ребёнка волевого компонента, мотивация к труду и познанию.

Однажды летом в небе приключилась история. Утром взошло солнце. Осветило лучами землю – люди проснулись, птицы запели, цветы расцвели.

И тут появились тучки-хмурёны – вечно мрачные и надутые. Взглянули они вниз – земля сияет от счастья, все солнцу радуются, а им нет. Стали тучки завидовать, чернеть и двинулись на солнышко. Закрыли они его – пухлые, да тёмные, не дают солнцу выглядывать, а людям и животным нежиться тёплых лучах.

Солнце подумало-подумало и говорит:

— Чего злитесь, хмурёны? Неужто вы думаете, что в вас ничего полезного нет?

- Нет! – зло ответила старшая, самая пухлая и хмурая туча. Да так надулась, аж капли дождя из неё полились.

–А вот и неправда! В вас же полно влаги! Прольётся вода на землю и люди порадуются! Вы только уж постарайтесь! – подзадоривало солнышко хмурён.

– Ничего они не порадуются, убегут все только!

Солнце улыбнулось и отвечает:

- Все новые тучки, кто меня увидит, так говорят. А вы попробуйте, расступитесь подальше, да пролейтесь обильным дождём, увидите, что будет!

Тучки похмурились, похмурились, да собрались в единую тучищу. Загремел гром, всполохнулась молния, пролился летний дождь.

Люди на земле, конечно, поначалу спрятались. Но через время, когда дождь прекратился, и над землёй возникла радуга – под редкие капли дождя выбежали люди. Особенно было много детишек. Они радовались свежему воздуху после дождя, радуге, а звери и птицы возможности выпить свежей воды из луж. Через день хмурёны снова появились на небе.

Но они уже не спорили с солнышком, а просто делали своё дождевое дело, без зависти, злобы и обиды.

Ну что ж, а теперь тест – поделка «Путешествие на воздушном шаре».

Для детей среднего и младшего дошкольного возраста.

Материалы: пластилин или тесто для лепки, цветной картон или альбомный лист.

Арт-занятие предназначено для педагогов, психологов или близких ребёнка, желающих разобраться в причинах: замкнутости, агрессии, нежелания общаться с тем или иным членом семьи и в других психологических трудностях.

Погружение в историю или что говорим ребёнку?

Однако, если мы хотим провести полноценную непредвзятую диагностику, то это упражнение должен проводить психолог или специалист- педагог.

«Итак, сейчас мы отправляемся в далёкое путешествие.

Оно непростое, а на воздушном шаре.

Представь, что однажды ты вышел во двор, а перед тобой оказался волшебник, а за его спиной висел красивый, огромный воздушный шар. Волшебник предложил тебе отправиться на шаре в путешествие. Кого бы из родственников или близких ты хотел бы взять с собой?

Параллельно начинаем лепить воздушный шар из пластилина или солёного теста и украшать его орнаментом. В корзине – человечки, члены семьи, которых малыш возьмёт с собой.

Лепим окружающий мир – небо, солнце, птиц, деревья, животных. Всё, что интересно.

Продолжаем развивать историю, расспрашиваю по ходу занятия у ребёнка:

Как надолго ты бы отправился в такое путешествие? Насколько далеко бы покинул родное место? Какая была погода? Меняется ли она? Что рядом? Что ты видишь внизу? Будет ли ваш воздушный шар снижаться и знакомиться с местностью и жителями, возможно, даже с новой сказочной страной? Всё зависит от желания ребёнка. Не настаивайте, позвольте фантазии литься естественно. Возможно, история примет статичный, релаксирующе-творческий характер. Это тоже хорошо – это выход, отреагирование эмоций.

Итак, после путешествия необходимо вернуться домой. Ведь всякое путешествие обязательно подходит к концу. Ты благополучно возвращаешься домой со всеми, кого ты взял в это путешествие. Оно было насыщено эмоциями, возможно приключениями, но ты со всем справился, ведь у тебя есть дружная семья и друзья!

От автора: Я удивилась, как много можно понять по рассказу ребёнка о путешествии, о его внутреннем мире. И главное, в этом методе есть большой ресурс для психотерапии страхов, тревог, эмоционального фона и отношений с семьей. Обращайте также внимание на то, как ребёнок описывает погоду (эмоциональный фон), внедряет ли он дополнительные препятствия в путешествие (конфликты) и как он их преодолевает и с кем? Предлагайте выходы из критических ситуаций по ходу представления, если таковые случаются (дождь, град, смена времени года, жесткая посадка, неизвестные племена, нападения и т.д.)

Вместе с членами семьи ребёнок обязательно должен их разрешить и благополучно вернуться домой в представлении.

Поделку лепим на картоне или плотном альбом ном листе. Впоследствии ребёнок может поступить с ней, как его хочется – поставить, повесить в рамку, убрать в стол или даже выбросить. Здесь также заложен арттерапевтический ресурс, и мы не мешаем этому.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год