Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Психология
Автор: Белова Ольга Викторовна   
28.11.2019 14:23

Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возрастаСоциально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном детстве в жизни ребенка другие дети начинают занимать все большее место. Если в конце раннего детства потребность в общении со сверстниками только зарождается, то у старшего дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре – пять лет ребенок явно предпочитает общество сверстников, а к шести – семи годам значительно возрастает число внеситуативных контактов.

Главной составляющей межличностных отношений старших детей – дошкольников являются социально – нравственные отношения, характеризующиеся наличием социально – нравственных знаний и успешным усвоением соответствующих форм и способов поведения в обществе. Социально – нравственные знания служат психологической базой для психологического климата детского коллектива, сплочения группы, характеризуют уровень культуры поведения ребенка.

 

Социально – психологические исследования, посвященные межличностным отношениям детей в группах, показали, что одними из важных черт у старших дошкольников, которые отличают популярных детей от отвергаемых, является не интеллект, не творческие способности, даже не общительность и организаторские способности. В ходе социометрического исследования дети называют такие качества как: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность (нравственные качества).

В основе этих качеств лежит особое, личностное отношение к сверстнику, при котором другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, которую нужно уважать и принимать. Личность ребенка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Дети с достаточными социально – нравственными знаниями легко уступают сверстнику, готовы ему помочь и не принимают чужие успехи как свое поражение (нет чувства конкурентности). Результаты исследований дают понять, что такое личностное отношение к сверстникам у некоторых детей уже складывается в старшем дошкольном возрасте и именно оно является центральным звеном в его популярности и предпочтении в группе. Такой ребенок будет успешным в сфере коммуникации и общения. И, наоборот, у тех детей, которые, в ходе социометрического исследования получили статус «отвергаемые» среди сверстников, преобладает отчуждение к другим детям, они, как правило, в общении постоянно доказывают свое превосходство или защищают свое Я.

Такая ситуация может сопровождаться от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя (замкнутость и застенчивость). Например, доказывают свое превосходство путем физической силы: часто дерутся, обзываются, отбирают игрушки, пытаются командовать сверстниками, а другие — напротив, стараются не участвовать в общих играх, избегают общения со сверстниками, боятся проявить себя — в обоих случаях эти дети сконцентрированы на своем Я, что негативно влияет на развитие коммуникативной компетентности ребенка.

При нормальном психическом развитии, к шести годам у ребенка значительно возрастает способность дошкольников к адекватным формам коммуникации. Так, они способны сопереживать сверстнику, стремиться помочь ему или поделиться с ним. Действия, направленные на поддержку сверстников, сопровождаются положительными эмоциональными проявлениями: улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Зачастую вопреки заданным правилам игры старшие дошкольники делают попытки оказать помощь своим сверстникам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все говорит о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается стремлением соблюсти моральную норму, и адекватным (правильным) отношением к другому.

Однако такое личностное отношение к сверстникам складывается не у всех детей. У многих старших дошкольников преобладает эгоистическое, конкурентное, конфликтное, а порой, агрессивное отношение. Это связано, прежде всего, с недостаточными социально – нравственными знаниями, Знаниями о правилах и нормах поведения, умением общаться и конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Уже в старшей группе детского сада существуют вполне устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разный социальный статус среди сверстников: от более предпочитаемых до отвергаемых. Наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, в некоторых работах принято называть лидерами. Однако, такая трактовка достаточно условна, и ее трудно «примерить» к ситуации в детском саду, поскольку термин «лидерство» понимается как способность к социальному воздействию, к руководству и управлению другими. В социальной психологии лидерство, прежде всего, связывается с решением какой-то групповой задачи, с организаторскими способностями. Но у детей в группе детского сада пока нет четких целей и задач, у них нет и общей, которая, объединяла бы всех детей группы. Тем не менее, факт предпочтения определенных детей не вызывает сомнения в их притягательности, поэтому, более правильнее здесь вести речь не о лидерстве, а о привлекательности и, тем самым, популярности таких детей, ведь популярность, в отличие от лидерства, далеко не всегда связана с решением групповой задачи или с управлением какой-либо деятельностью.

Психологи, медики, изучающие детей дошкольного возраста, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающиеся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицина и др.).

Таким образом, оттого, как сложатся взаимоотношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада, во многом будет зависеть последующий путь его личностного и социального развития, а, следовательно, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются конструктивно, если ребенок проявляет адекватный интерес к сверстникам и умеет общаться с ними, то стоит надеяться, что он и в дальнейшей жизни будет комфортно чувствовать себя среди людей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год