Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
Психология
Автор: Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна   
27.10.2019 09:22

Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возрастаПсихолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста

  • Чубрикова Татьяна Николаевна – воспитатель;
  • Ружанская Екатерина Ивановна – воспитатель;
  • Щетинкина Татьяна Федоровна – музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад №34 «Теремок» г. Балаково Саратовской области

Повышенное агрессивное поведение у детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психолого-педагогических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивного поведения является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессивного поведения характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессивное поведение как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, при этом снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. У детей существует две формы проявления агрессивного поведения: недеструктивное агрессивное поведение и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

 

Выдающийся психолог и философ Э. Фромм, основоположник гуманистического психоанализа, подразделял агрессивное поведение на «злокачественное»«страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать» и «доброкачественное»«поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу». Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественное агрессивное поведение, которое представлено псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренное агрессивное поведение – случайное нанесение вреда человеку. В детском коллективе распространён такой вид поведения. Каждый день кто-нибудь кого-нибудь толкает или ударяет случайно, нечаянно. И каковы бы ни были последствия этих случаев, их наличие говорит лишь о том, что ребенок расторможен, чрезмерно возбудим. Он не чувствует «тормозов» в игре или шалости и в результате сносит все на своем пути. Агрессивное поведение, как попытка самоутвердиться, проявляется у дошкольников и в игре, и в общении с родственниками (чаще с родителями). В игре ребенок как бы «отрабатывает» нарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуативным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. В общении с родными ребенок проявляет замашки диктатора, «тестирующего» своих родных на устойчивость нервной системы и уровень дозволенного.

Оборонительное агрессивное поведение очень типично для детей дошкольного возраста. Его специфическая особенность в том, что оно сопровождается гневом. А гнев – это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого – отнятая игрушка, для третьего – оскорбительное слово. В результате ребенок начинает протестовать. Но и эти реакции имеют четкую связь с типом нервной деятельности. Слабый, астеничный ребенок заплачет, побежит жаловаться, сильный, стеничный по-своему психотипу ребенок, даст сдачи. Кроме того, вследствие, бедного набора имеющихся средств воздействия на «обидчика» у детей часто проявляются неадекватные реакции, которые закрепились в результате ошибочного воспитания в семье или ближайшем окружении: ребенок начинает кусаться, драться, щипаться, и его действия могут быть направлены не только на сверстников, но и на взрослых.

Психологи, педагоги выделяют и еще один вид детского агрессивного поведения – «инструментальное агрессивное поведение», которое преследует определенную цель: обеспечить, достать то, что необходимо или желательно. Если с «необходимым» всё понятно, то вот с желательным возникают проблемы. Желательное похоже на желаемое. А сфера желаний столь широка и разнообразна, что порой условиями ее ограничения является лишь недостаток фантазии у ребенка (или его родителей). Поэтому сложности проявляются у родителей с избалованными детьми, каждое «хочу» которых должно быть выполнено любой ценой. Конечно, такие дети агрессивно настроены, если кто-то мешает им обладать предметом их желаний.

Смирнова Т. П. отмечает, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников. Первый источник– это семья. Она одновременно демонстрирует агрессивное поведение и обеспечивает его закрепление. Второму источнику агрессии дошкольники обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения ( «я самый сильный – и мне все можно»). И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время мало у кого вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год