Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
Психология
Автор: Никитина Анна Валерьевна   
28.07.2019 08:42

Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольникаОпределение потенциальных возможностей психического развития дошкольника

Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко» Ярославского муниципального района

Все люди, будь то взрослые или дети — индивидуальны, каждый показывает разный уровень понимания, усвоения, запоминания информации, концентрации на том или ином виде деятельности, определенный уровень умений и, свойственные ему, то есть конкретному человеку, способности. Педагогам-психологам в своей профессиональной деятельности важно понимать и отслеживать динамику развития, как перечисленных качеств в формировании подрастающей личности, так и конкретных психических процессов. Для этого используется множество апробированных методик. В том числе и известная стандартизированная психологическая методика «Рисунок человека», позволяющая определять уровень сформированности психо-эмоциональных критериев личности дошкольника и младшего школьника. Посредством ее интерпретации анализируется развитие таких процессов как: слуховое восприятие (принятие задачи), зрительное восприятие, моторика руки, концентрация внимания на выполнении задания, воображение, общий интеллектуальный уровень ребенка.

скачать конспект

Наиболее часто эта методика применяется в интерпретации авт. К. Маховер, Ф. Гудинаф [см. Приложение]. Суть ее в том, что испытуемому дается задание нарисовать человека таким, каким он себе его представляет. Это может быть мама, папа, сестра, брат, друг, др. Авторы считают, что нормально развивающийся ребенок 5 лет должен изобразить не менее 10 любых деталей из 46 возможных [см. Приложение], 14 деталей должны изображать дети в возрасте 6 лет, а 18 и более — в возрасте 7 лет. Эти показатели являются установленной нормой.

На практике, нередко, нормально развивающиеся дети, рисуют человека значительно выше или ниже представленных показателей. Если ребенок рисует чуть выше возрастной нормы, в таком случае, как правило не возникает затруднений, и его психические процессы нормально формируются. Сложнее ситуация, если малыш не справился с заданием и рисует «головонога» в 5 лет.

Эта ситуация в большинстве случаев указывает на наличие социальной или педагогической запущенности, приобретенных или врожденных отклонений психофизиологического развития (ЗПР, ЗПРР, например) и подлежит коррекционной работе со специалистом в условиях комплекса действий по развитию отдельных психических процессов. После обучения ребенок, не имеющий сильных органических поражений, как правило, начинает учитывать детали, становится внимательнее и наблюдательнее, замечает элементы собственной внешности, внешность родных, прохожих, стараясь перенести их визуально на рисунок. Вследствие этого, развиваются психические функции: внимание, восприятие, воображение, пространственное представление и увеличивается общий кругозор.

Случается, что ребенок в 4,5-5 лет рисует человека на 7-8 лет по количеству пунктов. Это означает, то, что у него имеется значительный потенциал развития психических и познавательных функций. В особенности касается детей говорящих на двух и более языках или амбидекстеров (прим. — дети, которые рисуют и выполняют учебные/игровые действия двумя руками одинаково хорошо). Даже имея определенные трудности в данный момент (речевые, восприятие, внимание, др.), в ближайшее перспективе они покажут достаточно высокие результаты освоения учебного материала и раскроют свои способности, при наличии созданной пространственно-развивающей среды. У таких детей более, чем у других, работают левое (прим. – отвечает за мыслительные действия) и правое (прим. – отвечает за творчество) полушария головного мозга. Тем самым, уже в раннем возрасте им приходится перерабатывать гораздо больше информации, чем обычно развивающимся сверстникам.

 Рис. 1 – Рисунок человек нормально развивающегося ребенка 5-6 лет

Рис. 1 – Рисунок человек нормально развивающегося ребенка 5-6 лет

Рис. 2 – Рисунок человека ребенка с интеллектуальными нарушениями 5-6 лет

Рис. 2 – Рисунок человека ребенка с интеллектуальными нарушениями 5-6 лет

К примеру, девочка 6,6 лет, воспитанница подготовительной группы ДОУ, имеет приобретенный ЗПР (социальная запущенность), нарисовала «головонога» на 5 пунктов в начале учебного года. После проведенной коррекционной работы по комплексному развитию психических процессов, нарисовала человека на 18 пунктов (норма 7 лет). А девочка 4,8 лет, воспитанница средней группы, двуязычная, нарисовала человека на 19 пунктов, но при том слабо успевала в понимании мыслительных операций. К окончанию учебного года, она на занятиях воспитателя, не прибегая к помощи коррекционного педагога, освоила действия по норме возраста.

Первая девочка преодолела барьер запущенности и в дальнейшем сможет раскрыть свои интеллектуальные возможности при грамотно выстроенной программе работы педагога начальных классов. А вторая девочка показала результаты развития западающих познавательных процессов относительно возрастной нормы за короткий срок обучения.

Даже при нормальных показателях интеллекта по методикам оценки познания (например, интеллектуальные скрининг-тесты), так называемые «не рисующие» дети, как правило, в дальнейшем показывают невысокие результаты в учебной деятельности, у них пропадает мотивация, стремление к учебе становятся менее выраженным, игра выходит на первый план.

Методика помогает специалистам в области детской психологии и педагогики, заинтересованным в развитии и воспитании родителям, определять количество, оснащенность, результаты развивающих мероприятий для ребенка, понимать уровень формирования его психических и познавательных функций и, самое главное, определять наличие перспектив дальнейшего развития.

Приложение

Критерии оценки рисунка человека ребенка

в возрасте 5-7 лет по методике К.Маховер, Ф.Гудинаф

За каждый нарисованный пункт специалистом-психологом проставляется 1 балл. В итоге суммируется количество набранных ребенком баллов. Подсказки во время выполнения тестового задания запрещены. При вопросах со стороны ребенка, необходимо дать возможность ему нарисовать так как ему хочется.

  1. У человека нарисована голова;
  2. У него две ноги;
  3. У него две руки;
  4. Туловище достаточно отделено от головы;
  5. Длина и ширина туловища пропорциональны;
  6. Плечи хорошо прорисованы;
  7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно;
  8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены;
  9. Шея ясно просматривается;
  10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы;
  11. У человека нарисованы глаза;
  12. У него нарисован нос;
  13. Нарисован рот;
  14. Нос и рот имеют нормальные размеры;
  15. Видны ноздри;
  16. Нарисованы волосы;
  17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову;
  18. Человек нарисован в одежде;
  19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка);
  20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована;
  21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов;
  22. На руках изображены пальцы;
  23. На каждой руке пять пальцев;
  24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены;
  25. Большой палец достаточно хорошо выделен;
  26. Хорошо прорисованы запястья – сужения и расширения предплечья в области кисти;
  27. Прорисован локтевой сустав;
  28. Прорисован коленный сустав;
  29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу;
  30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза;
  31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног;
  32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое;
  33. Длина и ширина конечностей пропорциональны;
  34. На ногах можно различить пятки;
  35. Форма головы правильная;
  36. Форма тела в целом правильная;
  37. Очертания конечностей переданы точно;
  38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют;
  39. Уши хорошо различимы;
  40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры;
  41. На лице прорисованы ресницы и брови;
  42. Зрачки расположены правильно;
  43. Глаза пропорциональны размерам лица;
  44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону;
  45. Четко различимы лоб и подбородок;
  46. Подбородок отделен от нижней губы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год