Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Психология
Автор: Титова Елена Тагировна   
12.11.2018 10:23

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮАРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Автор:

Титова Елена Тагировна, студентка Российский Государственный Психолого-Педагогический Университет, филиал в г. Нижний Тагил профиль «Специальная педагогика и психология»

В научно-практической статье рассматривается арт-терапия как средство развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Рассматриваются взгляды учёных, на изучение особенностей развития творческого воображения. Приведены статистические данные детей с диагнозом СДВГ и основные проявления данного расстройства. Представлен психолого-педагогический проект по развитию творческого воображения детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: арт-терапия, дети среднего дошкольного возраста, развитие, творческое воображение, синдром дефицита внимания и гиперактивность.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

В настоящее время в теории и практике дошкольного образования происходят коренные изменения, связанные с пересмотром основных целей и принципов развития детей. Этому способствуют введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, поиск инновационных технологий воспитания и обучения детей.

Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования — развитие личности, способной к самоопределению и самореализации.

Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в проблеме изучении развития воображения. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

Именно в дошкольном детстве закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.

Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении воображения, можно согласиться с Э. В. Ильенковым. По его мнению, воображение заключается в умении "схватывать" целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ.

Достаточно развитое воображение дошкольника способствует, мышлению, наблюдательности, восприятию, связной речи, а так же умению самостоятельно настраиваться на ту или иную деятельность.

В дошкольном детстве происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных функций. Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и др. показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

Выявлено, что в течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний. На этом фоне происходит стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), которые характеризуются проявлениями повышенной активности, импульсивности, дефицита внимания, а также нарушениями коммуникативной, эмоциональной и других сфер. Современные педагоги и психологи обеспокоены тем, что диагноз гиперактивности диагностируется все чаще. По статистическим данным доктора медицинских наук, профессора и заведующего кафедрой неврологии Н. Н. Заваденко, в России таких детей 4–18 %, в США — 4–20 %, Великобритании — 1–3 %, Италии — 3–10 %, в Китае — 1–13 %, в Австралии — 7–10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Об этом свидетельствует растущее число публикаций. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. таких детей уже две тысячи.

В 1987 году Американской психиатрической ассоциации это состояние получило название — синдром нарушения внимания с гиперактивностью. В единый перечень диагностических критериев были включены симптомы трёх его проявлений: импульсивности, гиперактивности и нарушений внимания.

В свободной энциклопедии синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Основная причина данного расстройства — нарушения поведения и трудностей обучения, как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

«СДВГ относится к пограничным психическим расстройствам детского возраста, которые являются самыми распространенными видами заболеваний: ими, по разным источникам, страдает от 20% детей в возрасте от 3 до 11 лет» [23, с. 7].

Это дети невнимательные, рассеянные, не умеющие контролировать свою активность и поведение, длительно сосредотачиваться на какой-либо деятельности.

В образовательных организациях педагог-психолог, зная особенности проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, и наблюдая за ребенком, может лишь предположить диагноз, увидеть некоторые поведенческие проявления гиперактивности, провести психолого-педагогическую коррекцию данного расстройства, правильно подобрать средства. Средствами является — голос (речь) педагога, его мастерство, предметная среда, музыка, искусство, природа и т. д. К средствам также относятся различные виды деятельности учащихся, предметы материальной и духовной культуры [25].

Творческое воображение активно развивается разнообразными творческими видами деятельности, как игры, многообразные разновидности художественного творчества, конструирование, восприятие сказок, самостоятельности в сочинительстве и др.

Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития творческого воображения. Ценность его и в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Это особенно важно в дошкольном возрасте, где знаний и опыта еще не достаточно.

Одним из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста является арт-терапия, что в переводе с английского ― терапия искусством, которая позволяет создавать новое, оригинальное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное ― самовыражаться.

Изучением арт-терапии в работе с детьми занимались такие учёные как, К. Риччи, М. Кляйн, М. Наумбург и др. Ими были сделаны первые попытки использования новых подходов к художественному образованию детей и использованию оригинальных художественных техник, способствующих развитию спонтанности и творческого воображения [13, с. 22].

Кроме этого, арт-терапия расширяет возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

На основе изучение психолого-педагогической литературы была определена тема научно-практической статьи «Арт-терапия как средство развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», разработан и применён на практике психолого-педагогический проект по развитию творческого воображения детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Практическая значимость заключается в том, что разработанный психолого-педагогический проект может быть использован педагогами-психологами для развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с использованием арт-терапии.

Психолого-педагогический проект по развитию творческого воображения детей среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные с ней технологии становятся определяющими факторами развития общества. Наука и научно-технический прогресс исторически взаимосвязаны с уровнем образования. От того, как выстроено образование, в том числе дошкольное, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.

Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного, свидетельствует о назревающем разрыве между социокультурной средой и системой образования, которая сводится к передаче знаний, умений, навыков развивающего характера. Многократное увеличение информационного потока обязывает дошкольные образовательные организации все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком, имеющим СДВГ, таким образом, чтобы он обладал развитым воображением, имел навыки работы с творческими заданиями и проявлял себя как высокоразвитая креативная личность во всех сферах своей деятельности. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.

Разработка психолого-педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации, отвечающей современным требованиям образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения арт-терапии в образовательную работу с детьми среднего дошкольного возраста с СДВГ.

Цель проекта: создание условий для развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста с СДВГ средствами арт-терапии.

Задачи проекта:

  1. Формировать умение создавать новые образы и умение находить выход из проблемной ситуации;
  2. Способствовать творческому самовыражению через механизмы вербального и невербального общения;
  3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
  4. Учить контролировать свои действия, сравнивая и соотнося их с образцом, целями и задачами конкретной деятельности, и выполнять задание до конца.

Условия реализации психолого-педагогического проекта

Для организации развивающей работы с детьми среднего дошкольного возраста с СДВГ по развитию творческих способностей средствами проектной деятельности, нами был разработан психолого-педагогический проект, поддерживающий образовательный процесс на различных этапах обучения и обеспечивающий наиболее оптимальный путь его включения в систему развивающего обучения.

Участники проекта: дети с СДВГ среднего дошкольного возраста, педагог-психолог.

Тип проекта: практико-ориентированный.

В структуре арт-терапевтического занятия логично выделить две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Другая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Таким образом, члены группы передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.

Структура занятия:

  1. Настрой ( «разогрев»). Начало занятия — это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приёмы. Например, различные варианты техники «каракули» ( «каракули Винникотта», «каракули тела», «каляки»), техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Здесь можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных учёных (С. С. Корсанов, В.М. Бетховен, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшая его самочувствие.

Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.

3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы). Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Некоторые дети пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное «рисовальщика», его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.

4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации). Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к взрослому, о личных особенностях ребёнка. Если он по каким-то причинам от высказываний, не следует настаивать.

5. Рефлексивный анализ. Заключительный этап, предполагает реформативный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

Планируемые результаты арт-терапии, направленные на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста с СДВГ:

  • дошкольник умеет создавать новые образы и умение находить выход из проблемной ситуации;
  • применяемые механизмы вербального и невербального характера способствуют творческому самовыражению дошкольника;
  • у дошкольника развит продуктивный характер творческого воображения,
  • дошкольник умеет проявлять творческую инициативу и самостоятельность.
  • ребенок может контролировать свои действия, сравнивая и соотнося их с образцом, целями и задачами конкретной деятельности, и выполняет задание до конца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные выводы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодняшний день проблема развития творческого воображения дошкольников с СДВГ является одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы. Данная проблема требует подробного анализа и внедрения полученных результатов в практику, поскольку высокий уровень развития творческого воображения обеспечивает успешность развития других познавательных процессов, а также способствует социальной адаптации дошкольников с гиперактивностью.
  2. Арт-терапия — что в переводе с английского ― терапия искусством, которая позволяет создавать новое, оригинальное.

Арт-терапия расширяет возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

3. Разработка психолого-педагогического проекта определяется той необходимой важностью и своевременностью модернизации, отвечающей современным требованиям образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения арт-терапии в образовательную работу с детьми среднего дошкольного возраста с СДВГ. Основными задачами проекта является расширение знаний об окружающем мире; формирование умения создавать новые образы и умения находить выход из проблемной ситуации; развитие творческой инициативы.

Приложение 1

Представлено фото одного из занятий включённого в тематический план психолого-педагогического проекта

«В гостях у осьминога»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и нормативные акты органов государственного управления

  1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29. 12. 2012, № 273 – 30 с. / Российская газета. 2012, № 5976
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. № 1155 – 12 с.

Литература

  1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Аверин. — СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
  2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Алексеева. — СПб.: Речь, 2008. — 288 с.
  3. Ворошина, Л.В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ [Текст]: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л.В. Ворошина. — СПб.: Речь, 2018. — 292 с.
  4. Гусева, Л. М. Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка [Текст] / Л. М. Гусева. — Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1997. — 64 с.
  5. Истратов, О.М. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст]: психологический практикум / О. Н. Истратова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 349 с.
  6. Паршина, Т.Б., Корнеева, Т.П., Лупанова, Е.В. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками [Текст]: методическое пособие / Т.Б. Паршина, Т.П. Корнеева, Е.В. Лупанова. — Пенза, 2014. — 62 с.
  7. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Киселёва. — СПб.: Речь, 2007. — 160 с.
  8. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2006. — 368 с.
  9. Копытин, А.И. Арт-терапия [Текст] / А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001 — 320 с.
  10. Короткова, Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста [Текст] / Л.Д. Короткова. — СПб.: Речь, 2001. — 129 с.
  11. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  12. Лебедева, Л. Д. Методы арт-терапии в коррекции эмоциональных состояний [Текст] / Л. Д. Лебедева // Арт&Терапия. — 2013. — № 1. — С. 15 — 20.
  13. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / Т. Д. Марцинковская. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  14. Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л.Д. Мардер. — М.: Генезис, 2007. — 143 с.
  15. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  16. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю., Комиссарова, Л.Н., Добровольская, Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст] / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. – 187 с.
  17. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. — 460 с.
  18. Поваляева, А. М. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике [Текст] / А. М. Поваляева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 349 с.
  19. Свистунова, М. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / М. Свистунова. — Издательство «Форум», 2016. — 192 с.
  20. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
  21. Штейнхардг, Л. Юнгианская песочная психотерапия [Текст] / Л. Штейнхардг. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с. Источники из интернета
  22. Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  23. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). [Электронный ресурс]. —Режим доступа: contact@consultant. ru
  24. Токарь, О.В., Зимарева, Т.Т., Липай, Н.Е., Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. [Электронный ресурс]. — Москва: Флинта, 2014. — 160 с. Режим доступа: rucont. ru
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год