Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Школьные страхи
Психология
Автор: Главный Редактор   
29.08.2016 09:15

Представление о школьных страхах современных учащихся

Автор(ы): Гузанова Т.В.
Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

В последнее десятилетие все чаще говорят о негативном влиянии школы на здоровье учащихся, как физическое, так и психическое. Концепция модернизации современного российского образования предполагает принять комплексные меры по сохранению и улучшению не только качества образования, но и здоровья учащихся. Важную роль в сохранении и улучшении психического здоровья учащихся играет психологическая служба в образовательном учреждении.



Одной из проблем, которую приходиться решать психологу в начальной школе, является проблема негативного влияния детских страхов на психологическое самочувствие ребенка. Страх определяют как аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека (Захаров А.В.).

Для определения предмета психологического анализа необходимо рассмотреть группу понятий, связанных с понятием «страх»: тревога, боязнь, тревожность, фобия (навязчивое состояние страха), т.к. в психологической литературе понятия «страх» и «фобия» часто рассматриваются как синонимичные по отношению к психическим явлениям.
Существует множество подходов к проблемам страхов: З. Фрейд, Ст. Холл, Ю. Щербатых В.П., Симонов В.В., Зеньковский и др. В частности Захаров А.В., который занимался именно проблемой страха у детей выделяет два вида страха: 1.- эгоцентрический; 2.- социально-опосредованный страх. Для детей младшего школьного возраста характерно снижение эгоцентрических страхов и увеличение социоцентрических страхов. Это связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, изменением его социального статуса при поступлении в школу происходит.

По данным исследователей ведущий страх в младшем школьном возрасте – страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Школа, в свою очередь, также вносит коррективы в проблему страха у детей. Появляются так называемые школьные страхи. Нахождение ребенка в коллективе сверстников, с которыми от связан не только личными, но и социальными отношениями, способствует возникновению школьных страхов, но может и способствовать преодолению некоторых из них. Есть страхи, причина которых не связана напрямую со школой, но оказывает негативное влияние на развитие ребенка и на процесс его учения.

Особенности образовательного учреждения, также влияют на качество и характер школьных страхов: от уровня требований – гимназия, обычная школа – возможно, будет зависеть степень выраженности тех или иных страхов, особенности из развития и содержания.

Мы предполагаем, что в большинстве случаев школьные страхи оказывают негативное влияние на учебно-воспитательный процесс и психологическое развитие ученика. При этом необходимо ответить на вопрос о целесообразности «уничтожения» страха, как предлагают большинство коррекционных программ. Насколько необходим страх для полноценного развития современного ребенка? В качестве примера рассмотрим страх отметки. С одной стороны этот страх негативно сказывается на развитии познавательной активности ученика, на его отношении к изучаемому предмету. С другой - в современной школе часто является ведущим мотивом обучения. Это связано с отношением СМИ, родителей к школе, с понижением статуса учителя в современном обществе.

Современное состояние общества, изменение ценностей в обществе: расслоение в социальном статусе родителей, изменение отношения родителей к требованиям школы вносит коррективы в содержания страхов детей. Появляются новые школьные страхи, так, например, страх школьных охранников, страх автомобильных «пробок» по пути в школу и т.п.

Например, ребенок, попавший в аварию по пути в школу, начинает бояться садиться в автомобиль, после негативная установка переносится и на саму школу.

В своем исследовании мы хотим провести психологический анализ содержания новых страхов, а также проанализировать те изменения в содержании школьных страхов, которые произошли под влиянием изменившихся условий в современном обществе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год