Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тренинг с педагогами детского сада на тему: «Эффективное взаимодействие с детьми с особенностями в поведении»
Психология
Автор: Ложечник Надежда Сергеевна   
07.01.2017 13:40

Тренинг с педагогами детского сада на тему: «Эффективное взаимодействие с детьми с особенностями в поведении»Тренинг с педагогами детского сада на тему: «Эффективное взаимодействие с детьми с особенностями в поведении»

(гиперактивные, агрессивные, тревожные, застенчивые)

Цель: обучение педагогов навыкам эффективного взаимодействия с детьми, которые имеют особенности в поведении.

Задачи:

  • Ориентация в проблемах агрессивности, тревожности, гиперактивности и застенчивости детей дошкольного возраста;
  • Выявление индикаторов и анализ причин возникновения таких поведенческих проблем;
  • Осознание собственных ресурсов в оказании помощи таким детям;
  • Осознание собственных путей эффективного взаимодействия с детьми с особенностями в поведении.

Оборудование: проектор, доска, компьютер, ручки, листы А4.

 

Ход встречи.

  1. Приветствие. Озвучивание темы занятия, целей и задач встречи.
  2. «Портрет»

Цель: составление портрета застенчивого, тревожного ребенка, агрессивного и гиперактивного ребенка.

Инструкция: «Итак, давайте определимся с вами кто же эти дети. Для этого разделимся на группы по 3 человека. Опишите по очереди портреты застенчивого, тревожного, агрессивного и гиперактивного ребенка. И кроме этого, каждая группа описывает, как нужно взаимодействовать с такими детьми. И что можно сделать педагогу, чтобы улучшить поведение и психическое состояние ребенка».

Мини-лекция по названной теме

Гиперактивные дети

Гиперактивность у детей проявляется несвойственным для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью. (Психологический словарь, 1997).

Необходимо отметить, что между активность и гиперактивность есть разница. Разберемся в этом.

Активность

Большую часть дня «не сидит на месте», подпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать-может и книжку послушать, пазл собрать. Не хочет сидеть на месте. Постоянно говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы.

Активен не везде. К примеру, дома-непоседливый, но в новой обстановке-спокойный.

Гиперактивность

Неуправляем везде, при этом абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях ведет себя активно.

Не агрессивен. Сам редко провоцирует скандал. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию-дерется, кусается, толкается.

Рекомендации педагогам по взаимодействию с гиперактивными детьми.

  1. В общении с ребенком поддерживайте позитивную установку. С ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Помните, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребенка положительных результатов.
  2. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (раскрашивание, пазлы и т.д.)
  3. Инструкции и указания нужно давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, т.к. в противном случае ребенок не услышит вас.
  4. Не просите ребенка делать сразу несколько поручений, т.к. он просто не запомнит их.
  5. Система ограничений и запретов должна быть четкой, количество запретов должно быть сведено к минимуму.
  6. Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребенок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если запрещаете дайте возможность выбора другого занятия.
  7. За несколько минут до начала новой деятельности предупредите его об этом.
  8. Оберегайте ребенка от переутомления.
  9. На занятиях обязательно использовать физкульминутки.
  10. Нельзя требовать от ребенка полного послушания.
  11. Использовать в работе с детьми для развития координации действий, подвижные игры с использованием сдерживающих моментов, психогимнастические этюды.
  12. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры.
  13. Необходимо хвалить ребенка в каждом случае, если ему удалось довести дело до конца.

Агрессивные дети

Портрет агрессивного ребенка: нападает на других, обзывает, бьет их, отбирает и ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения. Такие дети часто ощущают себя отверженными, никому не нужными. Такие дети часто подозрительны и насторожены, любят сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть их. Агрессивные дети часто боятся и н енавидят окружающих, их чаще всего не волнует мнение окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми:

  1. Учить выражать свое недовольство в приемлемой форме
  2. Придерживаться постоянства в выбранной стратегии поведения по отношению к данному ребенку
  3. Сдерживать агрессивные проявления непосредственно перед порывом гнева (отвлечь игрой, остановить окриком)
  4. Останавливать агрессивные проявления только спокойно с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов
  5. Обсуждать поведение только после успокоения
  6. Обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не приемлемо
  7. Учить нести ответственность за свои поступки
  8. Назначать чаще дежурным
  9. Нельзя использовать угрозы и шантаж, так как в определенный момент это престанет действовать
  10. Дайте ему понять, что существуют другие способы выражения эмоций
  11. Для преодоления агрессии можно использовать коллективные игры, которые учат терпимости и взаимовыручке
  12. Сохраняйте спокойный эмоциональный фон
  13. Никогда не оскорбляйте ребенка
  14. Хвалите позитивные поступки для сохранения нового стиля поведения ребенка
  15. Не позволять манипулировать собой, сохраняйте твердость
  16. Показывайте личный пример позитивного поведения
  17. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо»
  18. Помните, что запрет и повышение голоса- самые не эффективные способы преодоления агрессии. Только поняв причины можно помочь ребенку.

Тревожные дети

Портрет тревожного ребенка:

Ребенок не может долго работать, не уставая; Трудно сосредоточиться на чем-либо; любое задание вызывает беспокойство; во время заданий очень напряжен, скован; смущается чаще других; краснеет в незнакомой обстановке; спит беспокойно, засыпает с трудом; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями.

Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми:

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможности. Предлагая выполнить слишком сложные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки.
  2. Повышать самооценку ребенка при помощи заданий. Любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если это сравнение не в его пользу.
  4. Желательно поменьше ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления.
  5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстроить пииту его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, потом и т.д.
  6. Осторожно и дозировано преподносите критику ребенку.
  7. Чаще обращайтесь к ребенку по имени
  8. Хвалите даже за незначительный успех

Застенчивые дети

Основными внешними поведенческими признаками застенчивого ребенка являются:

  • ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
  • избегает смотреть в глаза;
  • сам не начинает разговор с другими детьми;
  • пассивен при общении,
  • говорит тихим голосом.
  • мало друзей,
  • застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его ругают.
  • может не ответить на вопросы воспитателя
  • боится большого количества людей
  • застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;
  • застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его поведении, личности
  • опущенная голова
  • сутулые плечи
  • взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику
  • затруднения при ответе на простые вопросы
  • предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

Итак, какие могут быть советы по работе с застенчивыми детьми:

  1. Не следует торопить ребенка при ответах на вопрос.
  2. Не старайтесь подчеркивать неудачи ребенка и игнорировать удачи. При таком отношении будет формироваться мотив избежания неудач, и добиться успеха станет непосильной задачей.
  3. Ни в коем случае, не следует кричать на детей или кричать в их присутствии;
  4. Нельзя требовать от ребенка проявления смелости, угрозами ничего не добьешься, целесообразнее, чтобы малыш почувствовал заботу со стороны взрослого;
  5. При контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз;
  6. Застенчивые дети очень чувствительны к оценкам окружающих, поэтому не допускайте в своих высказываниях негативные отзывы о личности ребенка.
  7. Пронаблюдайте за ребенком, который по вашему мнению, застенчив. Возможно он интроверт, и подобный стиль поведения – это его осознанный выбор, при этом ребенок чувствует себя комфортно и пользуется уважением товарищей.
  8. Подумайте, что стало причиной застенчивости, и постарайтесь устранить ее. Возможно, ребенок испытывает пренебрежительное отношение со стороны сверстников. Зачастую ребенок не умеет показать свои лучшие и сильные черты характера, а дети охотнее видят отрицательные стороны, а не положительные.
  9. Никогда не критикуйте ребенка за его поведение. Никогда не говорите: «Да ты трус
  10. Не ставьте ярлык на застенчивого ребенка. Постоянное упоминание о его робости и стеснительности способно привести к тому, что все мысли ребенка будут направлены на эти черты, исключая все остальное.
  11. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (в том числе с братьями и сестрами).
  12. «Где какой ребенок?»

Цель: формирование способности распознавать поведение ребенка при визуальном наблюдении.

Инструкция: «А теперь давай закрепим полученный материал посредством просмотра отрезков из фильмов. Здесь будет изображено разное поведение детей, ваша задача после просмотра фильма сказать какое поведение демонстрирует герой».

Используемые фильмы:

- «Детсадовский полицейский», фильм

- «Дежурный папа», фильм

- «Трудный ребенок», фильм

- «Маша и медведь», мультфильм

4. Кейс-задания.

Цель: закрепить полученный материал, отработать навык работы с застенчивыми детьми.

Инструкция: «Сейчас я вам выдам задания. Вам необходимо будет прочитать и рассказать, чтобы вы сделали в данной конкретной ситуации»

  1. На занятии Максим не слушает, постоянно отвлекается, без спроса встает с места и начинает бегать по группе. Ваши действия?
  2. Ваши ребята слепили поделки. Вы предлагаете поставить их на стенд, но Валя О. отказывается, и говорит, что лучше возьмет домой, а то все будут смотреть на нее. Ваши действия?
  3. Вы увидели, что Вася и Коля дерутся. Ваши действия?
  4. На занятии Вы даете задание нарисовать природу. Все дети приступили к работе, а Василиса ждет и смотрит на Вас, когда Вы подойдете и поможете нарисовать. Ваши действия?
  5. Дети сами играют в игрушки. Ира В. Сидит поодаль от всех с куклой. К ней подходит Саша и забирает куклу. Ира сидит ничего не говорит и только смотрит на Сашу. Ваши действия?
  6. На прогулке Витя взял палку и без причины начал бить ей Егора. Ваши действия?
  7. Идет подготовленный вами праздник. Следующий выход Марины П., она читает стихи. Как только вы объявляете выход Марины П., она вжимается в стульчик, краснеет и опускает голову вниз. Ваши действия?
  8. Идет занятие. Но у Вани не получается и он кидает поделку на пол и кричит от злости. Ваши действия?
  9. Вы видите, что Алеша К. собирает конструктор один, сидя в дальнем углу группы. Но при этом с интересом поглядывая на детей. Ваши действия?
  10. Утром, прийдя в группу, Андрей начал бегать и раскидывать игрушки на пол. Ваши действия?
  11. Вы распределяете роли для праздника между воспитанниками. Ане Д. вы хотите дать главную роль, но она отказывается и говорит, что вообще не будет никого играть. Ваши действия?
  12. Вы проводите праздник. Выходит на сцену Зоя А. Смотрит на всех и начинает читать стих очень тихим голосом, что ничего не слышно. И при этом она теребит свое платье и пытается поднять его вверх. Ваши действия?
  13. Рефлексия

Понравилось или не понравилось занятие? Чем понравилось? Чем не понравилось?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год