Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема»
Психология
Автор: Свяжина Татьяна Анатольевна   
24.09.2021 22:25

Статья «Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема»Статья «Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема»

Автор: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» город Алапаевск Свяжина Т.А.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Понятие творческих способностей связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое (предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности).

 

В поведении человека, его деятельности в любой области можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Компоненты творческих способностей детей:

  • развитое воображение;
  • умение принимать нестандартные решения;
  • преобразование знаний, пополнение и структурирование опыта, его обобщение путем комбинирования;
  • порождение гипотез.

А. В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования как: соединение частей разнородных объектов, изменение количества частей предмета и смещение. Подобные, присущие детям приемы комбинирования, называет и Я. А. Дудецкий: включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств.

О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческих способностей у дошкольников относит:

  • оригинальность выполнения детьми творческих задач;
  • использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Таким образом, творческими способностями называются индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Критериями развития творческих способностей являются быстрота, гибкость и оригинальность мышления. Компонентами творческих способностей детей являются: развитое воображение; умение принимать нестандартные решения в деятельности; оригинальность выполнения детьми творческих задач; комбинирование и реструктурирование образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год