Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние развода на психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Психология
Автор: Левитская Анна Романовна   
22.08.2021 11:26

Влияние развода на психологическое состояние детей дошкольного возраста.Влияние развода на психологическое состояние детей дошкольного возраста.

Последствиями развода могут быть неврозы, депрессивные состояния и различные расстройства поведения — гнев, агрессивность, неадекватное поведение. Эти отклонения могут быть как временными, так и постоянными, проявляясь даже в течение нескольких лет после расторжения брака.

Почти половина детей из разведенных семей в период взросления проявляют обеспокоенность, подавленность, неуверенность в своих способностях, а иногда и озлобленность. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится одним из тех событий, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке.

 

Дети боятся, что больше не смогут общаться со своим отцом или матерью, с той семьей и друзьями, к которым они привыкли (бабушки и дедушки, двоюродные братья и сестры).

Реакция детей может варьироваться в зависимости от возраста и некоторых факторов, сопровождающих развод, таких как открытость в обсуждении развода с родителями, уровень конфликта между ними и экономические трудности. Смена школы, переезд и повторный брак — дополнительные стрессовые факторы. Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы вовремя заметить и устранить проявления, указывающие на психологический стресс.

Вот некоторые из наиболее частых реакций у дошкольников, вызванных стрессом от развода:

  • Отрицание (проявляется в незнании сообщения о разводе и невротических реакциях на ситуацию развода)
  • Низкая самооценка (появляется в результате обвинения себя в произошедшем и ненужном)
  • Большая потребность в одобрении родителей и окружающих
  • Гнев (выражается тем, что ребенок злится на «ушедшего» родителя)

Дошкольники до сих пор не понимают всей сути концепции развода, но они не хотят, чтобы их родители разводились, несмотря на напряженность в отношениях. Они чувствуют, что не могут повлиять на ситуацию, последствия которой неизвестны и не контролируются. Дошкольники также могут винить себя в разводе родителей.

Для дошкольников возможны следующие реакции детей:

  • Приятные и неприятные фантазии
  • Появление неуверенности относительно будущего
  • Ощущение ответственности за произошедшее
  • Желание наказания
  • Повышенный травматизм
  • Появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет
  • Во сне часто мучают кошмары.

Дети в возрасте 3-6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоуничижения. Меняется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать, что он никому не полезен, неполноценен. В такие периоды многие дети борются с одиночеством, бросая людей, могут не замечать адресованные им вопросы и комментарии и интуитивно занимают место, где их никто не увидит. Эти изменения в поведении ребенка необходимо вовремя обнаруживать и правильно интерпретировать, чтобы обеспечить ребенку адекватную психологическую поддержку.

При грамотно организованной психолого-педагогической коррекционной работе через три-четыре года у ребенка практически отсутствуют признаки психологической травмы, связанной с разводом родителей.

Для детей в возрасте от 3,5 до 4,5 лет характерны такие симптомы, как повышенный гнев, агрессия, чувство потери и беспокойства. Общительные дети становятся замкнутыми и молчаливыми. Часто у таких детей наблюдается регресс игровых форм, для них характерно проявление чувства вины за распад семьи. Ребенок явно испытывает чувство потери, часто ведет себя крайне агрессивно. Некоторые дети берут вину на себя, считая, что их родители развелись из-за них.

Для детей в возрасте от 5 до 6 лет также характерны повышенная агрессия и тревожность, раздражительность, возбужденное состояние, злость. Дети этой возрастной группы хорошо представляют, какие изменения в их жизни вызвал развод. У детей нет выраженной задержки в развитии или снижения самооценки, но наиболее уязвимыми являются нарушения сна и аппетита. Это состояние дополняется поведенческой неугомонностью и раздражительностью. Ребенок уже сознательно представляет, как распад семьи повлияет на его жизнь. Он может вслух рассказать о личных переживаниях, скуке по отцу, а также о сильном желании восстановить единство родителей.

Реакция ребенка на стресс также зависит от пола ребенка. Девочки, все переживания, связанные с разлукой с родителями, несут «в себе». Внешне это может никак не проявляться, но в серьезных случаях можно отметить: высокая утомляемость ребенка, нежелание идти на контакт, снижение работоспособности, раздражительность и плаксивость. Основные переживания — обида и грусть. Примерно две трети девочек по достижении половой зрелости испытывают чувство незащищенности и беспокойства, с трудом делают выбор и открыто опасаются супружеской неверности.

Стресс после развода у мальчиков характеризуется явными изменениями поведения, которые часто носят провокационный характер, такими как ругань, воровство, уход из дома. Основные переживания — агрессия и гнев. По достижении половой зрелости большинство мальчиков не могут развить чувство независимости, приверженности и уверенности.

Дети разведенных родителей, взрослея, испытывают гораздо больше проблем в области построения здоровых и полных отношений с людьми. У людей из крепких и благополучных семей проблем во взаимоотношениях значительно меньше. Расторжение брака неизбежно влияет на способность детей формировать и поддерживать здоровые отношения с людьми в зрелом возрасте и, следовательно, ослабляет все общество в целом.

Причины распада семей зависят от различных факторов, которые не всегда раскрываются в специальной литературе. Несколько исследований привели к ряду открытий, которые прослеживают взаимосвязь между разводом родителей и будущим потенциальным семейным благополучием их детей.

Во-первых, подтвердились предположения о том, что дети разведенных родителей более склонны к разводу.

Во-вторых, было обнаружено, что риск развода особенно высок, когда оба супруга выросли в разведенных семьях. Это особенно типично в ситуациях, когда развод родителей произошел, когда детям было двенадцать лет или меньше, или брак детей разведенных родителей длился недолго.

В-третьих, к тому времени, когда они достигают совершеннолетия, дети из разведенных семей уже имеют устоявшееся мнение и отношение — и в большинстве случаев принимают решения, которые приводят к распаду их собственной семьи. Например, среди детей разведенных родителей больше ранних браков, и такие браки дают самый высокий процент разводов. Они также с большей вероятностью вступят в добрачные отношения с партнером, что, в свою очередь, повышает вероятность развода.

Наконец, молодые люди, родители которых разведены, сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях с другими людьми: они чаще испытывают раздражение, зависть, негодование, проблемы в общении и демонстрируют неверность. Другими словами, они не находили в своих родителях хорошего примера того, как устанавливать здоровые отношения с другими людьми. Это пример родителей, которые могут подтолкнуть их к решению расторгнуть брак, если у них возникнут проблемы. Точно так же дети, пережившие развод со своими родителями, имеют более низкий уровень удовлетворенности жизнью, чем их сверстники из богатых семей.

В любом случае детям нужны оба родителя. Вместе они могут оказать ребенку эмоциональную поддержку, показать ему пример здорового общения и дать ему чувство безопасности и защиты. Каждый из супругов снабжен уникальными компонентами, необходимыми для благополучия семьи и, следовательно, для общего удовлетворения детей, воспитываемых в этих семьях.

Рекомендации родителям по преодолению и снижению негативных последствий развода на психологическое состояние детей-дошкольников.

Развод дается тяжело для всех членов семьи. Когда в силу определенных жизненных обстоятельств два человека решают расстаться и идти по жизни отдельно, боль утраты не покидает обоих, пока сердечные раны не утихнут и не заживут. А что остается детям в такой ситуации? Ведь для них рушится весь мир и сложно понять, почему сейчас мама и папа живут отдельно. Рассказать ребенку о таком решении всегда сложно, не всегда легко понять, что переживает маленький член семьи. Родители допускают типичные ошибки, объясняя детям причины разлуки, и тем самым усугубляют психологическую ситуацию в семье.

Правильные и цивилизованные отношения между родителями могут облегчить чувства ребенка. Конечно, в нынешней ситуации им это нелегко, но ребенок должен понимать, что он не обязан выбирать, кто ему дороже: мать или отец. Он должен чувствовать, что отношение родителей к нему не изменилось из-за развода. Психологи советуют ряд приемов, которые помогут ребенку более-менее безболезненно пережить развод родителей.

1. Во-первых, нужно попытаться помочь ребенку избавиться от чувства вины. Важно объяснить, что отец расстался с матерью и ни в коем случае не с ребенком. Важно передать, что отец по-прежнему будет любить и навещать своего малыша, что все, что происходит со взрослыми, никак не отразится на ребенке.

Ребенку необходимо обязательно испытать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Постарайтесь принять их с пониманием, поддержкой, дать понять, что ребенок услышан и хочет помочь.

Если ребенка не поддерживают или не получают адекватной помощи, он уйдет в себя со своими переживаниями. Вроде с ребенком все хорошо, особых внешних проявлений в его поведении нет, в целом все неплохо. Однако у ребенка появляются сильнейшие чувства, страхи, фобии, буря отрицательных эмоций. Вот почему родителям так важно помочь своему ребенку вырваться из потока переживаний.

Очень важно, чтобы все родственники занимали нейтральную позицию в этих отношениях. Не говорите о родителях отрицательно и не пытайтесь изобразить других в положительном свете. Важно не навязывать свое мнение о случившемся.

Важно, если не легко, попытаться сохранить позитивные отношения со своим бывшим. Дружеские родительские отношения помогут ребенку менее болезненно переносить изменения в семье.

Не шантажируйте бывшего супруга ребенком. Таким образом можно будет достичь своих целей за короткое время, и эти переживания будут запечатлены в душе ребенка надолго, а может быть, даже на всю жизнь.

Это помогает проводить время со всей семьей. Если бывшим супругам удалось сохранить достаточно мирные отношения, будет очень полезно проводить время ребенка с обоими родителями. Например, вы можете вместе посетить кинотеатр, парк, цирк и т. Д. Все это поможет ребенку в старости. Это поможет ему разрешить будущие конфликтные ситуации.

Чтобы помочь дошкольнику пережить развод родителей, его необходимо окружить любовью, заботой и вниманием. Также важно поддерживать привычный распорядок дня ребенка, общаться с родственниками и друзьями, ходить в гости к бабушкам и дедушкам. В этот период постарайтесь включить в жизнь ребенка больше радостных и интересных событий — походы в цирк, кукольный театр, природу.

Автор: Левитская Анна Романовна

Воспитатель ГБОУ ОЦ «Протон»

Город Москва

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год