Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Психология
Автор: Тютюнник Елена Викторовна   
26.01.2018 23:58

Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

  1. Название ИПО – «Песочная терапия, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»
  2. Масштаб – муниципальный.
  3. Сроки реализации – краткосрочный (4 марта – 15 апреля 2017 года).

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

I этап – подготовительный

  1. Обсуждение целей и задач с родителями;
  2. Накопление и изучение методической литературы по проблеме;
  3. Разработка комплексно-тематического плана по теме «Песочная терапия, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»;
  4. Подготовка материала и оборудования.
  5. Предварительная работа по реализации проекта.

Скачать конспект

II этап – основной (практический)

  1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по рисованию на песке.
  2. Отбор эффективных техник рисования на песке.

III этап – заключительный

  1. Оформление результатов проекта в виде презентации;
  2. Организация выставки «В гости к весне»;
  3. Проведение мастер-класса для родителей и педагогов.
  4. Цель – поиск эффективных путей развития и коррекции мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста.

В целом наш проект, независимо от возрастной направленности, нацелен на решение следующих задач:

  1. Тренировать мелкую моторику рук;
  2. Формировать коммуникативные навыки;
  3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
  4. Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;
  5. Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
  6. Формировать установку на положительное отношение к себе.
  7. Актуальность ИПО –

У большинства детей дошкольного возраста с выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Исходя, из выше сказанного зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и т.п. Мы в проекте предлагаем использовать рисование на песке. По нашему мнению, этот вид деятельности развивает ручную моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки). Нашу точку зрения разделяли и парапсихологи. Они утверждают, что сыпучие вещества, обладают свойством «пропускать сквозь себя воду», заодно поглощает и негативную психическую энергию, вредную для психического здоровья организма. Мы предполагаем, что взаимодействие с песком, поспособствует развитию мелкой моторики и ловкости рук, совершенствованию коммуникативной функции у детей.

Полученные данные послужили основанием для обоснования противоречия.

  1. Между тем, что педагоги и исследователи предлагают разные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и тем, что педагоги ДОУ не достаточно используют с детьми данные исследования;
  2. Между тем, что необходимо развивать у детей мелкую моторику рук и тем, что в ДОУ совсем не используют рисование песком.

Объект — методика рисования песком.

Предмет — развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Гипотеза – систематическое использование методики рисования песком в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики ребенка.

7. Ресурсы обеспечения ИПО –

Человеческие условия (дети в возрасте 2-5 лет, воспитатель группы, родители детей).

Обеспечение организационных условий (разработке содержания, методов, подходов и приемов работы с содержанием и т.д.).

Обеспечение информационных условий (сбор, обработка методической литературы; анализ информации, нужной для реализации проекта; работа в библиотеке; работа с интернет ресурсами).

Обеспечение мотивационных условий (сюрпризные моменты).

Обеспечение научно — методических условий (проведение непосредственной образовательной деятельности).

Обеспечение рефлексивного пространства (создание выставок, видео презентации, прослушивание аудиозаписи музыки).

Обеспечение материально-технических условий (наличие материала и оборудования)

Наличие у преподавателя педагогических компетенций (владение воспитателем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).

8. Характеристика результатов

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что разработанная и внедренная система упражнений по развитию мелкой моторики способствовало повышению качественного уровня развития мелкой моторики у всех детей.

  1. Дети стали более уверенно держать карандаш в руках, в рисунках начал проявляться сюжет, стала преобладать цветовая гамма;
  2. Дети стали четко лепить из пластилина и теста различные формы, в поделках стали появляться все части тела человека и животных;
  3. Изменения произошли в сенсорном развитии, дети перестали путаться в называниях цветов.
  4. Дети закрепили названия геометрических фигур.
  5. Слаженная и умелая работа пальцев ребенка повысила умение ребенка застегивать и расстегивать пуговицы на кофте, куртке; помогла овладеть правильно, держать ложку, что позволило, есть детям аккуратно и чисто.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение как на теоретическом уровне, так и в процессе опытно-экспериментальной работы: систематическое использование методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики.

9. Описание проекта. Реализация проекта строилась в три этапа:

На подготовительном этапе нами была изучена методическая литература по проблеме; был разработан комплексно-тематический план работы (Приложение 1); проводилась предварительная работа с детьми, включающая:

  • Рисование на листе бумаги без использования кисти, красок и карандашей простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;
  • Рисование в воздухе пальцами и ладонями простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;
  • Рассмотрение с детьми иллюстрации в книгах и журналах;
  • Рассмотрение с детьми книги, обратить внимание на иллюстрации, как они нарисованы, на отдельные детали предметов, на характер изображения.

Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы; подготовка детей к работе.

На втором этапе нами непосредственно проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта.

Работа строилась по неделям:

Первая неделя — «Снег белый и пушистый в воздухе кружиться».

Цель — познакомить детей со свойствами песка.

Вторая неделя – «Клубочки для бабушки»

Цель – учить детей рисовать линий и кругов на песке.

Третья неделя – «Добрый доктор Айболит».

Цель – учить детей рисовать песком при помощи трафаретов.

Четвертая неделя – «Коврик для кошечки и собачки»

Цель – учить детей рисовать песком, выкрашенной в основные цвета спектра. В работе использовали разнообразные техники рисования песком:

  1. Кулаком,
  2. Ладонью,
  3. Мизинцем,
  4. Щепотью,
  5. Симметрично двумя руками,
  6. Одновременно несколькими пальцами,
  7. Ребром большого пальца,
  8. Указательным пальцем,
  9. Ребром мизинца.

Для достижения большего результата использовалась традиционная методика, включающая ряд вопросов: «Что ты рисуешь? Как ты рисуешь? Какой частью кисти рук ты рисуешь? Какого цвета песок тебе нужен для рисования?»

На заключительном этапе мы показали уровень опытно-экспериментальной работы. Содержание реализации проекта мы оформили:

  • Провели мастер-класс для родителей «Создание галереи творчества.

Цель – повысить педагогическое мастерство педагогов и родителей.

  • Оформление результатов в виде презентации.

Список литературы:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  2. Мельникова С.С. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук // 1994, №8, с.12.
  3. Монтессори М. Педагогическая методика, М.: 1992. -120с.
  4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 44 стр. – 3-6 стр.
  5. О.Б. Сапожникова «Песочная терапия в развитии дошкольников» Издательство сфера.
  6. Зинкевич – Евстигнеева Т. «Игры с песком» Санкт – Петербург 2016
  7. Интернет сайт.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год