Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Психология
Автор: Остович Ольга Юрьевна   
03.12.2017 01:23

Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Остович Ольга Юрьевна, педагог-психолог, учитель –дефектолог ГБОУ г.Москвы «Школа №2093 им. А.Н. Савельева»

Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков – отставание речевого развития или полное отсутствие речи.

Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения.

Оказание коррекционной помощи возможно с учетом определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов.

Эта презентация будет интересна в первую очередь педагогам и специалистам дошкольного и начального образования, которые в своей практической работе сталкивались с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), а также родителям, которые воспитывают этих детей.

 

Скачать презентацию

В презентации представлена поэтапность работы с детьми, в том числе рассказывается об эмоционально-смысловом подходе, использование эмоционально-уровневой терапии и дается прогноз развития ребенка с РАС.

Дети с РАС обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает здоровый ребенок. Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет.

Некоторые дети остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она аномальна.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАС ДОЛЖНА БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, СООТВЕТСТВОВАТЬ УРОВНЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ОНА ТРУДНА, ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО НАПРЯЖЕНИЯ И МОЖЕТ РАСТЯНУТЬСЯ НА ГОДЫ

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — любая форма языка помимо речи, облегчающая социальную коммуникацию ребенка.

Критерии при выборе средств коммуникации включают:

  • когнитивные и моторные навыки ребенка,
  • стиль обучения,
  • коммуникативные потребности,
  • способность к чтению.

Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС.

Если ребенок с аутизмом никогда не говорил, он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах.

Устройство ВАК поможет такому ребенку применить способ для социальной коммуникации с другими людьми.

Если было решено, что данному ребенку подходит средство коммуникации, то задача всех людей в его окружении- моделировать систему общения.

Существуют различные типы ВАК, подходящие ребенку РАС.

  • Жестовый язык (например Макатон),
  • интерактивные коммуникационные доски (визуальные символы, организованные по темам),
  • карточки-подсказки (заменяют вербальные подсказки),
  • коммуникационные устройства с синтезаторами речи (например BIGmack).

Подбор разных средств коммуникации каждому ребенку с РАС должен быть индивидуальным, в зависимости от уровня интеллектуального развития, потенциальных речевых возможностей.

Нарушение функций коммуникации и социального взаимодействия свидетельствуют о наличии РАС.

В РОССИИ ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АУТИЗМА, КАК ПРАВИЛО, ПРОВОДЯТСЯ НЕ РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ 3 ЛЕТ, ЧТО СУЩЕСТВЕННО ЗАТРУДНЯЕТ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ЧАСТО ПРИВОДИТ К НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ ДИАГНОЗА.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРОВОЙ НАУКИ ДОКАЗЫВАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ДАЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ АУТИЗМА, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД.

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ (ТЕРАПИЯ УДЕРЖАНИЯ) И ДР.

Для достижения этой цели необходимы системная работа со специалистами и семьями детей с РАС, просветительская деятельность в среде педагогических коллективов, детских садов и школ, обеспечение современными данными об исследованиях в сфере аутизма на уровне лечебных учреждений и институтов.

ЧТОБЫ ЗАНЯТИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ БЫЛИ ЭФФЕКТИВНЫ, ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ С ИХ БЛИЗКИМИ, ПРИЙТИ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ В ВЫБОРЕ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ВРЕДНА ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ, А РЕБЕНОК С РАС В ТАКОМ СЛУЧАЕ ТЕРЯЕТ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ, ВОЗМОЖНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ СНИЖАЕТСЯ.

НЕОБХОДИМО ВЫРАБОТАТЬ АЛГОРИТМ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

При работе с детьми с РАС используется эмоционально-уровневая терапия, когда взрослый постепенно подключается к интересам ребенка и вовлекает его в разные виды деятельности.

Поэтапность работы с РАС заключается в следующем

  • Занятия должны проводиться в специально отведенном месте, в определенное время.
  • Суточные и недельные ритмы (режим дня, план в картинках и пр., стереотипность занятия).
  • На начальном этапе занятий требования к организованности не предъявляются, поскольку решаются следующие задачи:
  • Формировать положительную установку ребенка по отношению к занятиям;
  • Постепенно закреплять определенную последовательность действий по подготовке к занятию: достать материал, сесть за стол и т.д.;
  • Занятие сначала может длиться несколько минут, по окончании похвалить ребенка.

Такие простые мероприятия для детей с РАС приобретают особую значимость, поскольку организация их поведения вызывает большие затруднения, чем сама деятельность.

  • Начинать надо с любимой деятельности ребенка, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т.е. необходимо ориентироваться на его интересы и пристрастия.
  • Не стоит ребенку каждый раз предлагать что-то новое. Если ему понравилось какое-то занятие, надо и начинать с него.
  • Работа в микрогруппе — ребенок- аутист вместе с другим ребенком, которого он выделяет (выбирает партнера для подражания).
  • Использование в занятии с ребенком с РАС клона-посредника (куклы) с которой договаривается педагог.

Для подготовки аутичного ребенка к обучению необходимо развивать крупную и мелкую моторику, произвольное внимание и память, формировать речь.

Ни одна технология в отдельности не может быть нейтральной и эффективной, поэтому нужно комбинировать разные направления работы с ребенком с РАС.

Прогноз развития ребенка с РАС составляется с учетом ряда факторов

Факторы зависящие от состояния ребенка:

  • интеллектуальный уровень;
  • наличие речи (отсутствие ее после 5-6 лет неблагоприятный фактор развития ребенка), уровень понимания речи и способность к невербальной коммуникации;
  • время возникновения нарушений: прогноз более благоприятен в случаях поздних нарушений, в отличие от раннего появления РДА (аутизм Каннера).

Факторы, связанные с окружением:

  • ранняя диагностика и оказание медико-психологического сопровождения;
  • качество сопровождения (воспитательное, образовательное, терапевтическое, направленное на развитие коммуникации);
  • качество сотрудничества и поддержки со стороны семьи.

Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов.

Дети – аутисты нуждаются в строгом распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно.

Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволит ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно (отмена контрольной работы, неожиданная интересная экскурсия и т.д.)

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год