Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
Психология
Автор: Васильева Галина Валерьевна   
10.09.2017 14:42

Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенкаМир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка

Педагог–психолог ГКУ СРЦН «Надежда» Советского района г. Н.Новгорода Васильева Галина Валерьевна.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально – неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. На протяжении многих лет специалистами ГКУ СРЦН «Надежда» Советского района проводится работа по оказанию помощи и поддержки детям группы «социальной защиты» — детям из неблагополучных семей. Характеристика социально- неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где:

  • Родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
  • Родители жестоко обращаются с детьми (физическое, эмоциональное насилие)
  • Родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица – попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица)

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в центре, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы, а также рисунки детей.

На базе нашего учреждения было проведено обследование детей из социально – неблагополучных семей старшего дошкольного и младше школьного возраста в количестве 23 человека. Для решения поставленной задачи была использована методика «Моя семья». (Г. Т. Хоментаускас.)

Рисунки анализировались по системе оценки пяти симптомо – комплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация
  2. Тревожность
  3. Конфликтность в семье
  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации
  5. Враждебность в семейной ситуации.

Анализ рисунков показал следующие результаты.

1. Симтомокомплекс – благоприятная семейная ситуация.

Благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображение общей деятельности всех, хорошее качество линий имеет низкие показатели.

30% детей рисуют родителей, но при этом не рисуют себя; 40% детей — не рисуют людей, изображают дом, деревья и т.д.

Применяют яркие цветовые оттенки всего 25% детей. Изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания.

2. Симтомокомплекс – тревожность.

Рисунки отличаются наличием линий с сильным нажимом, сильной штриховкой, преувеличенным вниманием к деталям и следам стирания. 45% детей начали рисунок с изображения различных предметов (кругов, треугольников, облаков, деревьев, листьев, солнца, дома). Они как бы "застревали" на предметах или явлениях окружающего мира, оттягивая момент рисования людей. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз (60%), что говорит о наличии у детей страхов.

Дети (30%) обращались к нам за поддержкой и одобрением, спрашивая о правильности работы.

3. Симтомокомплекс – конфликтность в семье.

О конфликтности в семье в большей степени свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком.

25 % детей отказались вначале от рисования на заданную тему, что говорит о негативном отношении, чрезмерном эмоциональном напряжении ребенка в семейной ситуации, тенденции к вытеснению этих ощущений. Эти же дети нарисовали фигуру мамы последней. Расстояние между фигурами отражает эмоциональную дистанцированность членов семьи по отношению к ребенку (с точки -зрения самого ребенка) — 40%.

4. Симтомокомплекс – чувство неполноценности в семейной ситуации.

Полученные результаты свидетельствуют об испытываемом ребенком чувстве отчужденности, неполноценности (нарушенных семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве неуверенности, потребности в защите и заботе). 30% детей (не нарисовавших себя) одновременно с чувством отверженности испытывают чувство вины за то, что не принимаются близкими. Другие рисунки говорят об ощущении потери своего "Я" и мучительном переживании отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения с близкими. Это дети, изображающие себя (или других членов семьи) в виде растений или животных (40%).

5. Симтомокомплекс – враждебность в семейной ситуации.

30% детей рисуют себя в отдалении от первого изображенного члена семьи. С учетом ранее выделенных неблагоприятных признаков, данный показатель может свидетельствовать о наиболее отрицательных эмоциях ребенка по отношению к этому члену семьи.

Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь детей в социально-педагогичских учреждениях не может заменить ему опыт семьи и родительскую любовь. Дети по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.

Тревожность таких детей связана с нарушением семейных взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность, приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужными. В связи с этим целью деятельности в этом направлении становится не только оказание психологической помощи детям, но и работа с педагогами по оказанию поддержки ребенку. Психологически обоснованная помощь направлена на повышение уровня принятия себя, снятие отчуждения, негативизма, враждебности к окружающим и создание у таких детей правильной позиции по отношению ко взрослым и сверстникам.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год