Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
Психология
Автор: Мясникова Лидия Николаевна   
25.06.2017 17:46

Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагогаПсихолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога

Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений.

В связи с теми радикальными изменениями, которые происходят в сфере образования, компетентностный подход признан наиболее популярным. Однако до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Ученые рассматривают данные понятия с разных позиций: «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; а «компетенция» приобретает значение «знаю как» в отличие от ранее принятого в педагогике ориентира «знаю что». Кроме того, компетентность раскрывают как личностную основу для реализации коммуникативных, конструктивных, организаторских умений; как совокупность качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (И. А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).

 

Особенность компетентности, как результата образования состоит в том, что в сравнении с другими результатами образования она является интегрированным результатом; позволяет решать целый класс задач; существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания); совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями – через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения); проявляется осознанно (в отличие от навыка).

Отметим, что компетентностный подход акцентирует внимание исследователей на том, что профессионалу необходимо не только располагать знаниями как таковыми, но и обладать определенными личностными характеристиками – компетенциями. С этой позиции профессиональная подготовка педагога должна быть практико-ориентированной, должна преобладать практическая составляющая способности применять полученные в процессе обучения знания в непосредственной профессиональной деятельности. Только в этом случае можно говорить о сформированности профессиональной компетентности и, как следствие, о качестве профессиональной подготовки, которая будет зависеть от уровня компетентности.

Компетентность может быть представлена в виде трех составляющих:

  1. теоретическая подготовленность педагога как система профессиональных знаний;
  2. практическая готовность применить знания при организации педагогического процесса; способность выбирать оптимальные решения для решения педагогических ситуаций
  3. стремление человека к самореализации в профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность – это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности для формирования личности учащегося.

Профессиональная компетентность педагога может быть представлена в виде совокупности компетенций.

  1. Общепрофессиональная компетенция рассматривается как практическая и эмоциональная готовность педагога качественно выполнять свою непосредственную профессиональную деятельность, умение оперативно и быстро реагировать на конкретные педагогические ситуации и рационально находить пути их разрешения.
  2. Предметная компетенция проявляется через теоретическую подготовленность к выполнению преподавательской деятельности в образовательном учреждении в определенной предметной области. Теоретическая подготовленность подразумевает определенную совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе профессиональной подготовки в вузе, и является необходимым условием качественного выполнения профессиональной педагогической деятельности будущего учителя.
  3. Мотивационная компетенция выражается в стремлении и желании педагога работать в образовательном учреждении, в потребности будущего учителя в личностном и профессиональном саморазвитии в педагогической деятельности.
  4. Коммуникативная компетенция заключается во владении педагогами навыками речевого общения, владении голосом, умении установить доброжелательные отношения с учащимися.
  5. Когнитивная компетенция – стремление развивать свои интеллектуальные способности в процессе профессиональной деятельности.
  6. Информационная компетенция – умение работать с техническими средствами получения, обработки и хранения информации, умение использовать различные инновационные технические средства обучения.
  7. Научно-исследовательская компетенция предполагает формирование готовности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, сбору информации, ее обработке, фиксированию промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы, использованию полученных результатов на практике.
  8. Организаторская компетенция заключается в умении построить учебно-воспитательный процесс в классе, умении организовать детей на выполнение поставленных задач.
  9. Рефлексивная компетенция связана с умениями критически оценивать процесс и результаты своей деятельности, вносить в нее необходимые коррективы, осознавать уровень своих способностей, желание самосовершенствоваться.

Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений. Высококомпетентный педагог — это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.

Список используемой литературы

  • Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М., 2004. – 256с.
  • Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.
  • Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год