Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии. «Я в лучах солнца»
Психология
Автор: Васильева Галина Валерьевна   
07.06.2017 23:38

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии. «Я в лучах солнца»Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии. «Я в лучах солнца»

Разработала: Педагог- психолог первой квалификационной категории, Васильева Галина Валерьевна

Пояснительная записка

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.

 

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.

Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Ты ещё маленький, тебе рано. Я лучше знаю, как будет лучше». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. За ним закрепляется выражение «Маменькин сыночек». Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста.

В программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, избрана сказкотерапия. Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости, преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.

Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода.

В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:

  • сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
  • сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
  • сказкотерапия — процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное — создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
  • сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциал |личности.
  • сказкотерапия — процесс экологического образования воспитания ребенка.
  • сказкотерапия — процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
  • сказкотерапия — терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
  • сказкотерапия — природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
  • сказкотерапия — созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.

Цель коррекционной программы — формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.

Задачами программы являются:

  1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
  2. Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе;
  3. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Предполагаемый результат:

Дети должны научиться

  1. Иметь положительное представление о себе.
  2. Верить в свои возможности и стремиться к их реализации.
  3. Устанавливать контакт со сверстниками, проявляя интерес к общению.
  4. Уметь выражать свои чувства.
  5. Проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.

Структура занятий

Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

Занятия проводятся два раза в неделю по 20 -25 минут в группах по 8 человек.

Тематический план занятий

Название темы Часы

1. Давай познакомимся. Диагностика. 2

Установление межличностных контактов

между участниками группы. Выработка правил группы.

2. Мир эмоций. (Снятие эмоционального напряжения) 2

3. Научись любить себя. 2

(Формирование позитивного отношения к себе)

4. Все в моих силах. (Актуализация потенциала ребенка) 4

5. Вместе тесно, а врозь скучно. 6

(Обучение методам социально-приемлемого

выражения негативных эмоций,

техникам конструктивного разрешения конфликтов).

6. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. 2

(Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми).

7. Праздник. Заключительное занятие — рефлексия. 2

Содержание коррекционной программы

Тема 1

Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.

Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», «Два дома», «Золотая рыбка». Игры на знакомство и положительного отношения друг к другу. ( «Ручеёк», «Шустрики-мямлики»). Введение в сказкотерапию. (Викторина по сказкам. Оценка личности героев сказки)

Материалы и оборудование: куклы сказочных героев, музыкальное сопровождение, бумага и карандаши.

Рефлексия. «Свет в твоём окне». (Каждый ребёнок рисует свой многоэтажный дом. По итогам каждого занятия закрашивает окно зелёным, жёлтым или красным цветом в зависимости от полученного настроения и знаний). В конце курса можно проследить динамику.

Тема 2

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Методы: Социально — психологические игры, прослушивание отрывков сказок с участием отрицательных героев, беседа о страхах и недостатках (лень, зависть, жадность, глупость), рисунок «Мой любимый герой в сказке», «Герой без моей симпатии».

Материалы и оборудование: карточки с изображением отрицательных героев, карточки с изображением разных эмоций, записи отрывков сказок ( «Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Вершки и корешки», «Волк и лиса»)

Тема 3

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», «Заяц-хваста», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры. Психогимнастика «Солнечный зайчик»

Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации. Мешок для игры «Я хороший – я плохой», жетоны.

Тема 4

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование положительных поведенческих реакций.

Методы: чтение сказок ( «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Маша и медведь»), социально — психологические игры ( «Мышеловка», «Голова дракона», «Вороны и воробьи» «Соломинка»), беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка». Игра «Неоконченные предложения»

Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика» для игры «Скажите мне хорошее», бумага и карандаши, одеяло.

Тема 5

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.

Методы: чтение сказки, социально — психологические игры, беседа. Моделирование ситуаций ( «Ты меня обидел», «Ты меня толкнул», «Ты взял моё»)

Материалы и оборудование: текст сказки ( «Теремок», «Зимовье зверей») небольшие подушки для петушиных боёв.

Тема 6

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы: чтение сказки ( «Рукавичка», «Про Чебурашку», «Красная шапочка») социально — психологические игры ( «Рукавички», «Царь зверей», «Капитаны»), беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.

Тема 7

Цель: подвести итог всей проделанной работе.

Методики: праздник, беседа, социально — психологическая игра «Чемодан», диагностика самооценки «Лесенка», «Я и мои друзья»

Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунки чемоданов для игры «Чему я научился»

Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.

Литература

  • Андреев О.А. Тренируем свою память. – Ростов н/Д, 2004.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щебинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5, 6, 7 лет.
  • Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 18/2005. Двигательные игры-разминки (для первоклассников, и не только),
  • Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 37/2004. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения
  • Кузнеченкова С. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
  • Кисова В.В., Конева И.А, Практикум по специальной психологии. – Спб.: Речь, 2006.
  • Кузнеченкова С. Полезные сказки и упражнения для родителей. – Спб.: Речь, 2010.
  • Локалова Н.П. «120 уроков психического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.: «Ось-89», 2006.
  • Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008.
  • Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Практикум по сказкотерапии/ Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
  • Павлова Н.Н., руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2011.
  • Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  • Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  • Ткачева И. Коррекция и развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Дрофа, 2010.
  • Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста. – М.: Генезис, 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год