Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Психотерапевтические сказки как средство установления контакта с неговорящими детьми»
Психология
Автор: Митрофанова Елена Андреевна   
14.02.2016 12:39

«Психотерапевтические сказки как средство установления контакта с неговорящими детьми»«Психотерапевтические сказки как средство установления контакта с неговорящими детьми»

вошла во второй выпуск научно-практического альманаха «МИР специальной педагогики и психологии», приуроченного к проведению Всероссийской конференции «Современная логопедия: от теории к практике».

МИР специальной психологии и педагогики. Научно-практический альманах. Выпуск 2. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – 242 с.//Митрофанова Е.А.

Психотерапевтические сказки как средство установления контакта с неговорящими детьми

Аннотация: Данная статья предназначена для педагогов детских учреждений (логопедов, психологов, воспитателей) и рассматривает основные проблемы, возникающие на начальном этапе работы с неговорящими детьми. В статье описаны психотерапевтические возможности сказки, их благотворное влияние на личность ребенка, а также примеры различных направлений работы со сказкой.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: сказка, установление контакта, общение, ребенок, подражание, речь, психотерапевтическое действие, пример, психологическая проблема.

Работа любого педагога с детьми начинается с установления контакта; учитывая контингент детей логопедических групп, в которых присутствуют дети с первым уровнем речевого недоразвития, необходимо наладить устойчивое эмоциональное общение между логопедом и ребенком, которое затем будет выступать опорой в ситуативно-деловом и личностном общении.

Важно с первых слов и фраз не отпугнуть ребенка, требуя от него речевой активности, соответственно, в помощь логопеду придет любая игровая деятельность, позволяющая ребенку раскрыться, снять напряжение, страх, а главное – вовлечь его, побудить к безречевому, а в последствии и речевому подражанию.

На сегодняшний день существует многообразие средств, увлекающих ребенка: любимая игрушка, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, а также сказки, подкрепленные игрушками. Сказка для ребенка – это поле для развития фантазии и воображения за счет прозрачности и загадочности сюжета; сказочные образы близки воображению ребенка, что позволяет развивать восприятие, мышление, внимание, память и, конечно, речь. Главная особенность сказки – это возможность у детей отождествлять себя с героями сказки, ведь слушать сказку ребенку намного приятнее и понятнее, чем скучные и пресные речи взрослого, поскольку сказка не учит напрямую, в ней нет длинных и утомительных рассуждений (ни один ребёнок не любит наставлений, а неговорящие дети пугаются настойчивости). Все это создает у детей постоянный и неослабевающий интерес и повышает вероятность скорейшего появления подражания взрослому.

Психотерапевтическая сказка подразумевает под собой коррекционную работу, в ходе которой могут решаться как некоторые психологические проблемы ребенка (страхи, замкнутость, напряжение, агрессивность, адаптация к детскому саду), так и логопедические – стимулирование речевой активности, звукоподражаний, развития пассивного и активного словаря, которые решаются эффективно и очень мягко.

Психотерапевтическим действием обладают не только сказки, придуманные автором (родителем или педагогом) для решения проблемы с конкретным ребенком, но народные сказки. Для получения психотерапевтического эффекта ребенку необходимо прочувствовать героя сказки и эмоционально проникнуть в его образ, прожить его жизненную ситуацию. Вся работа проходит в форме игры, но сохраняет элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно: инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки, элементов действий [1].

Для этого педагогом могут быть использованы следующие направления работы со сказкой:

1. Аналитическое направление, суть которого – интерпретация сказок. Сказочная ситуация, которая задаётся ребёнку, должна отвечать определённым требованиям: не должна иметь готового ответа (принцип открытости); должна содержать актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например: преодоление препятствий (при установлении контакта с логопедом – выдать подражание действиям взрослого); взаимопомощи и взаимодействия (особенно, если ребёнку свойственен эгоцентризм); самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребёнок недостаточно внимателен и организован) и т. п. Однако, детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому занятия по анализу сказок полезно «разбавлять» телесными упражнениями [2].

ПРИМЕР: «Сказка про машинку, которая не умела говорить» [4]

Однажды в одном городе жила семья машинок. Папа МакПапа, мама МакМама и их сыночек МакСаша. Жили они дружно и весело в своем большом гараже. Мама готовила кушать, папа ездил на работу. А МакСаша был дома, играл, рисовал, ездил по двору и много смеялся. Но была одна проблема у МакСаши — он жужжал не так, как его родители-машинки. Он издавал совсем никому непонятные звуки, похожие на бульканье. Это очень расстраивало папу и маму, потому что они часто не понимали своего сыночка-машинку: хочет ли он кушать, или поиграть на улице, или еще чего-нибудь.

И вот, однажды, когда МакСаша играл на улице, к нему подъехала пожарная машина. "Пиу-пиу" — кричала она, — "На соседней улице пожар. Скажи родителям, чтобы они выехали из своего гаража. Сейчас мы все здесь зальем водой."

Наш храбрый МакСаша быстро помчался домой, чтоб предупредить маму и папу. Он подъехал к ним, но из его рта выходило только бульканье и родители ничего не могли понять. Тогда МакСаша собрался и как загудит: "Мама, папа там пожар. Надо уезжать быстрее". Семья машинок очень быстро собрала необходимое и выехала из гаража на улицу. После этого МакСаша уже не булькал, а гудел чисто и красиво. Мог даже стихи рассказывать. Все его понимали и он мог говорить все, что пожелает. И от этого было ему так радостно и весело. У него сразу появилось много друзей, с которым он очень любил играть.

2. Рассказывание сказок от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актёрские умения и навыки. Психотерапевтический смысл такого рассказывания заключается в следующем – зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию слушателя или помогут ему продвинуться в разрешении его проблем, логопед – рассказчик может сознательно делать на них акценты, таким образом, у ребёнка активизируются собственные бессознательные процессы, стимулирующие его вступить в диалог. При этом подбираются сказки, сюжет и проблематика которых максимально соответствуют целям коррекционной работы [2].

ПРИМЕР: «Почему люди не летают?» [3]

Жил-был на белом свете замечательный мальчик Ванечка. Ему очень нравилось ездить к бабушке Любе в деревню. Там он бегал целыми днями напролет по лугам и полям. Вот и в эти выходные Ванечка приехал с родителями погостить у бабушки.

Гуляя на улице, Ванечка не мог спокойно пройти мимо ни одного дерева, кустика, чтобы туда не залезть. Даже в лужи он залезал и в канавки заглядывал… И хотя он был умным мальчиком и понимал, что это может быть небезопасно, но ему было так интересно все, что он не мог удержаться… И вот, гуляя по саду, Ванечка увидел на дереве очень красивую птичку, таких он еще никогда не видел. Птичка сидела на ветке, а потом слетела вниз на землю и начала клевать зерна.

Ванечка подумал: «Почему люди не летают, как птицы?»

И ему захотелось попробовать сделать так, как птичка. «Может, я тоже умею так, но еще не знаю этого… — подумал Ваня. — Надо только залезть на то дерево — и прыгнуть вниз, растопырив руки».

Он побежал вприпрыжку к этому дереву и попытался на него залезть, карабкался по толстому стволу, но все безуспешно, так как дерево оказалось таким большим и высоким, что даже до нижних веток ему было не дотянуться…

Ванечка очень расстроился, даже стал бить кулаками по дереву, а в это время мимо проходил соседский дядя Саша и увидел, что мальчик очень расстроен. Подошел поближе, чтобы узнать у маленького друга, что с ним случилось…

Узнав, что Ваня хотел повторить поступок птички, дядя Саша рассказал о птицах и о том, что люди не могут летать, но зато Бог их наградил другими способностями. «Вот сейчас ты в этом и убедишься. Только тебе надо мне помочь!» — и он попросил мальчика помочь ему убрать опавшие листья в саду. Тот с радостью согласился.

Дядя Саша в это время занялся делом: стал мастерить сюрприз. Когда листва была убрана, Ваня увидел свой сюрприз — это была тарзанка, которая крепилась именно к тому большому дереву, на которое Ваня пытался забраться. Мальчик был очень рад. Он удобно расположился на тарзанке, обхватил веревку двумя руками, отошел на расстояние, которое позволяла веревка, оторвал ноги от земли, засмеялся и полетел.

«Дядя Саша, смотрите я лечу, лечу… лечу», — были лучшей наградой

за старания соседа.

3. Рассказывание сказки от первого лица и от имени персонажей сказки. Необязательно выбирать только тех героев, которые непосредственно участвуют в сюжете, можно одушевлять любой предмет или часть окружающей среды и от их имени рассказывать сказку: лесная дорожка, морские волны, камешек, на котором остановился Иван – царевич и так далее. Такой метод может быть полезен тем, что позволяет детям децентрироваться, т.е. встать на место другого [2].

ПРИМЕР: «Не улетай, пой, птица!» [3]

— Повеселимся, Поросенок!

— А как?

— Давай попрыгаем!

И они запрыгали: Заяц — через пенек, Поросенок — через поваленную осину.

— Так не развеселишься, — сказал Заяц. — Иди сюда!

И подвел Поросенка к упавшей сосне. Весенний лес, набитый солнцем и птицами, стоял в зеленом дыму.

— Прыгай! — сказал Заяц.

— Боюсь, — сказал Поросенок.

— Смотри! — сказал Заяц. И прыгнул.

— У тебя ноги длинные, — и Поросенок лег животом на сосну.

— Да не так, — сказал Заяц. — Смотри!

Птица пела далеко и тревожно, потом подлетела ближе, запела радостно и светло.

— Ты не смотришь, — обиделся Заяц. — Так я тебя не научу.

— Я смотрю, — сказал Поросенок.

«Где же она сидит?» — разглядывая ветку за веткой, думал Поросенок.

— Смотри в третий раз! Больше не покажу.

Заяц прыгнул, и тут Поросенок ее увидел. Она была крошечная, серый такой комочек, а пела так, что у Поросенка защемило в груди.

— Будешь прыгать или нет? — спросил Заяц.

— Ты прыгай, — сказал Поросенок. Он, не отрываясь, глядел на птицу.

Вот она наклонила голову и… Такого Поросенок еще никогда не слышал.

— Главное не бойся, — говорил Заяц. — И отталкивайся двумя ногами сразу. Понял?

— Ага, — сказал Поросенок. «Если бы я умел так петь, если бы я только чуть-чуточку мог, как она. Я бы…»

— Ну прыгай! — сказал Заяц.

Поросенок подпрыгнул, лег животом на поваленную сосну и закрыл глаза.

— Эх ты! — сказал Заяц. — Учи тебя! — И убежал.

— Птица, — шептал Поросенок. — Не улетай, пой, птица! Я не умею прыгать, не умею петь, но, когда ты поешь, мне кажется, мне кажется, … я могу все.

Птица пела, а Поросенок лежал ничком на упавшей сосне, и ему казалось, что он сам — вольная птица, летит высоко над землей и машет легкими крыльями. Прибежал Заяц.

— Ну, будешь прыгать? — спросил он. — Да чего же ты плачешь? Вот глупый! Да я тебя научу, научу! Надо только отталкиваться двумя ногами сразу!

И тут он заметил, как Поросенок зачарованно смотрит на птицу, и ему стало стыдно, что он долго не замечал, чем увлечен его друг.

— Давай, научим птицу перепрыгивать через бревно? — спросил он Поросенка.

— Давай лучше научимся петь, как птицы? — ответил Поросенок.

— Каждому — свое! У нас не получится.

— У меня тоже не получается прыгать так, как ты хочешь! Зато... я умею хрюкать!

— А я — нет... — расстроился Заяц.

— Зато ты умеешь классно прыгать!

— Так одному же неинтересно прыгать!

— Значит, надо придумать такую игру, чтобы было интересно всем — тогда никто не будет расстраиваться или обижаться!

И они придумали такую игру, в которой Заяц прыгал, Поросенок хрюкал, а птица пела. И всем было радостно, что они умеют это делать

4. Cочинение сказок — само по себе психотерапевтическое явление, потому что является продуктом творческого акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свои бессознательные структуры, обеспечивающие его личностное развитие [2].

ПРИМЕР: «Вредные пальчики» [3]

Жил-был один мальчик: была у него умная голова и очень грустные глаза, разговаривающие пальчики. Пальчики всегда говорили: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ничего у них не получалось. Вот нужно надеть перчатки на улицу или вымыть руки после прогулки, а пальчики все свое твердят: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ходил мальчик всегда чумазый, голодный и замерзший. Подумала умная голова и говорит: «А давайте постараемся: не будем говорить „не“».

Постарались пальчики — и получилось у них: «Умею, хочу, знаю, люблю, могу».

И глаза у мальчика стали веселые. Ведь если умная голова думает, пальчики все умеют, то глазки всегда улыбаются.

5. Переписывание сказок — переписывание сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем – то очень не нравится сюжет, ситуация, конкретный поворот событий. Это явление само по себе является диагностическим, так как то, что человеку активно не нравится, то, что он отрицает, очень часто указывает на актуальную нерешённую проблему или на проявление основополагающих жизненных принципов. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом психокоррекционный смысл переписывания сказок [4].

ПРИМЕР: Василиса, 4 года, сказка «Колобок»: «Жили дед да баба… И сказал дед бабке: “Испеки колобка, по углам поскреби, по сусеками помети”. Поскребла бабушка по амбару, помела по сусекам и получилось у нее тесто. Запекла она тесто и получился такой круглый шар. А потом катиться колобок, на окошке остудился и спрыгнул. Катится-катится колобок, а навстречу ему заяц и говорит: “я тебя съем! ”, “Не ешь меня я тебе песенку спою: “я по амбару метен, по сусекам скребен, я от бабушки ушел я от дедушки ушел и от тебя, заяц, уйду”, — и покатился дальше. Катится-катится дальше, а навстречу ему волк и говорит: “я тебя съем! ”, “Не ешь меня я тебе песенку спою: “я по амбару метен, по сусекам скребен, я от бабушки ушел я от дедушки ушел, я от зайца ушел и от тебя волк тоже уйду”, — и покатился дальше, катится-катится колобок, а навстречу ему медведь и говорит: “я тебя съем! ”, “Не ешь меня я тебе песенку спою: “я по амбару метен, по сусекам скребен, я от бабушки ушел я от дедушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя медведь тоже уйду”, — и покатился дальше. A навстречу ему лиса и говорит: “я тебя съем! ”, “Не ешь меня я тебе песенку спою: “я по амбару метен, по сусекам скребен, я от бабушки ушел я от дедушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, я от медведя ушел и от тебя подавно уйду”, — и ушел от лисы, и лиса его не съела.

6. Постановка сказки с помощью кукол. «Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. В постановке сказки есть важный момент, связанный с организацией сцены. На этот этап следует обращать особое внимание. Процесс организации сцены важен для проработки следующих моментов: организация персонального пространства, умение создать комфорт вокруг и внутри себя, совершенствование коммуникативных навыков, развитие чувства объёма, развитие эстетического чувства, наблюдение за спонтанным распределением ролей в процессе организации сцены (кто-то автоматически берёт на себя руководство, кто-то исполнитель, кто-то наблюдатель).

Таким образом, сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Список литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – М.: Речь, 2007. – 176 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998.
  3. Сборник педагогических сказок. — М.: МГПИ, 2011. — 136 с.

Тираж 1000 экз.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год