Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ, КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Психология
Автор: Лободенко Наталья Леонидовна   
27.01.2016 13:12

«ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ, КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
Ю.Гарей

Давайте вспомним наше детство. Что вспоминается сразу? Конечно, теплые мамины руки и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д., у каждого-свое). И эта игрушка сопровождала нас везде – в детском саду, прогулке, во время сна. Мы доверяли ей свои секреты, делились печеньем и лечили от разных болезней. Современные дети ничем не отличаются, они также носят с собой игрушки, которые участвуют в их повседневной жизни. Так что же значит для ребенка любимая игрушка? Давайте проясним.

 

Детский возраст уязвим не только для острых психических травм, но и для влияния окружения, в котором находится ребенок. Он не знает, где есть места безопасней и лучше его родительского дома. Но в связи с различными ситуациями, ему, ребенку, необходимо покидать дом и посещать другие места – поликлиника, садик, развивающий центр, например. Покидая безопасное место, чтобы выжить и поддержать себя, ребенок формирует и поддерживает невербальную связь с родителями (чаще с матерью) и «надеется», что эти связи будут поддерживающими. Так появляются куклы, мишки, роботы в руках у малышей.

Гипотеза о промежуточной сфере детского опыта и важности переходных объектов в период инфантильного развития была выдвинута английским психоаналитиком Д. Винникоттом (1896–1971) в статье «Переходные объекты». Согласно этой гипотезе, в промежуточной сфере детского опыта важную роль в развитии младенца приобретает использование им объектов, не являющихся частью его тела, но в то же время, не осознаваемых им до конца в качестве внешней реальности. Речь идет об активном использовании ребенком таких внешних объектов, как, например, часть простыни, пеленки, одеяла, которые он засовывает в рот и которыми по-своему дорожит. К переходным объектам Д. Винникотт отнес также издаваемые ребенком звуки и мелодии, совершаемые им различные действия. Во сне это становится значимым для развития ребенка в возрасте от четырех месяцев до одного года. Во всяком случае, переходные объекты используются младенцем во время отхода ко сну и служат «его защитой от тревог, особенно от тревоги депрессивного типа». Ребенок заявляет свои права на владение переходным объектом. В его жизни появляются такие внешние объекты (вначале не воспринимаемые им в качестве таковых, то есть внешних), как куклы, плюшевые медвежата, различные мягкие и твердые игрушки. Он дает им свои, подчас только ему самому понятные названия, относится к этим объектам с нежностью и любовью, а иногда и с инстинктивной ненавистью. Владение переходным объектом предполагает, по мнению Д. Винникотта, постепенное приобретение ребенком способности «к допущению сходства и различия» и освоение им жизненного опыта как пути «от полной субъективности к объективности».

Наделяя любимую игрушку теплым образом близкого человека и принося ее с собой в детский сад, ребенок снижает тревогу по поводу отделения от родителей. Он нуждается в образе знакомого человека «здесь и сейчас» и игрушка является ресурсом для него в такой ситуации. В течение дня, беря игрушку на все занятия, на прогулку, по мнению взрослых, мешает ему. Но для ребенка, находящегося вдали от значимых взрослых, это тот «образ», который он может носить с собой, т.е. держать образ родителей при себе. Очень важно не отбирать игрушку, а включать ее в игру, в «круг», как равного члена занятий. Тогда ребенок видит, ощущает, что он в безопасности, расслабляется, все реже и реже носит игрушку с собой. И в дальнейшем потребность в ней отпадает сама собой.

Для родителей очень важно быть внимательным к любимым игрушкам ребенка, позволять ему брать ее с собой, относиться к ней, как к значимой фигуре. Важно знать, что переходный объект (любимая игрушка) – это показатель неудовлетворенной потребности ребенка. И если к 7-8 годам такая потребность не исчезает, необходимо обратить на это внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год