Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Цобехия Анна Юрьевна   
10.07.2015 16:13

Развитие эмоций у детей дошкольного возрастаРазвитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 «Чебурашка» (санаторный с тубинтоксикацией)

Из опыта работы педагога-психолога МДОУ ЦРР – д/с №5 «Чебурашка» Цобехия Анны Юрьевны

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.

Наша задача помочь маленькому человеку познать и испытать разные чувства и эмоции.

 

Скачать презентацию

ЭМОЦИЯ как процесс — деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире;

Эмоция

оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Актуальность заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности и в процессе экологических мероприятий.

Научная база

А. Фрейд: «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери.

Л.С. Выготский: «Влияние среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его переживаниями». Ввел понятие «ключевое переживание» — комплекс осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений с важными элементами окружающей среды. «Многоуровневость эмоций — основная из фундаментальных закономерностей их проявления и развития».

Д.Б. Эльконин: «эмоционально-положительный фон вокруг ребенка — фактор благополучного психического и физического развития».

Новизна

По степени новизны опыт является поисково-творческим, т. к. при разработке авторских занятий, консультаций и различных мероприятий мною применяются новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы детей у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий как с детьми, так и совместно с родителями и воспитателями, а также в повседневной деятельности.

Данный опыт обобщен и был представлен на областном смотре-конкурсе 2007-2008 г.г. по экологическому воспитанию подрастающего поколения в детских дошкольных учреждениях по девизом «Детский сад – устойчивое развитие»

Гипотеза

развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:

Если с раннего возраста дети совместно с родителями будут обучаться способам выражения эмоций и приемам саморегуляции;

Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности;

Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из данной гипотезы и актуальности проблемы, пришла к решению о проведении углубленной работы по развитию эмоций у детей в детском саду.

В результате этого была создана коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Мир эмоций» и адаптирована программа по профилактике агрессивного поведения у детей раннего возраста.

Используемые программы и методики:

I. Адаптированная программа по профилактике агрессии у детей раннего возраста (занятия проводятся совместно с родителями).

Цель: оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. познакомить с эмоциональными проявлениями кризиса трех лет;
  2. научить видеть за негативными проявлениями стремление к самостоятельности;
  3. разработать с родителями формы взаимодействия с ребенком для снижения и погашения детской агрессии;
  4. способствовать развитию доброжелательных отношений к родителям, сверстникам и ко всем окружающим;
  5. обучить детей социально приемлемым формам выражения эмоционального состояния.

Включает следующие виды работы:

  • Беседы с родителями;
  • Игры с детьми и родителями;
  • Совместное рисование;
  • Прослушивание музыкальных произведений.

Используемые программы и методики:

II. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Мир эмоций» (принята на педагогическом совете ДОУ).

Цели программы:

Оказание помощи детям старшего дошкольного возраста в ситуациях, препятствующих их нормальному эмоциональному развитию и общению со сверстниками.

Формирование позитивного отношения к собственному «Я», расширение сферы социализации дошкольников.

Развитие способности к определению эмоционального состояния своего и окружающих.

Задачи:

  1. Обучить детей 5-7 лет элементарным приемам саморегуляции;
  2. Корректировать поведение и эмоциональное состояние с помощью психогимнастических упражнений и ролевых игр;
  3. Развивать мимику и пантомимику, коммуникативные навыки.

Программа включает в себя 4 основных раздела, направленных на формирование у дошкольников позитивного отношения к самому себе, своим сверстникам, овладение своими психологическими состояниями, развитие различных коммуникативных способностей.

Раздел 1. «Язык общения». Развитие коммуникативных способностей.

Раздел 2. «Я и мои чувства; учусь понимать себя».

Умение видеть, слышать, ощущать, воспринимать и принимать себя в целом. Знакомство со своими индивидуальными особенностями, отличиями и возможностями.

Раздел 3. «Я понимаю других». Умение видеть, слышать, воспринимать других.

Раздел 4. «Мой внутренний мир». Овладение своими психологическими состояниями, доступными возрасту навыками когнитивного контроля, релаксации, элементами аутотренинга; умение адаптироваться к критическим ситуациям.

Основные методы обучения:

Наблюдение.

Свободное и тематическое рисование.

Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.

Сочинение историй.

Прослушивание музыкальных разножанровых произведений.

Разрешение сюжетно-ролевых ситуаций (как быть?) Как поступить?).

Релаксация под музыку.

Элементы аутотренинга.

Методы, возникающие непосредственно в процессе обучения.

III. Пескотерапия.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Они ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку: — развить более позитивную Я-концепцию; — стать более ответственным в своих действиях и поступках; — выработать большую способность к самопринятию; — в большей степени полагаться на самого себя; — овладеть чувством контроля; — развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; — развить самооценку и обрести веру

в самого себя. Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. IV. Авторская программа «Экологическое воспитание дошкольников».

Среди главных задач:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм

- развитие эмоционального восприятия окружающего мира.

Наблюдения в природе, практическая работа с объектами живой и неживой природы, экскурсии способствуют развитию у детей положительных эмоциональных реакций на окружающую действительность, формируют деятельное отношение к природе, помогают видеть красоту и совершенство во всем, что находится вокруг них.

Работа по программам ведется как подгруппами, так и индивидуально.

Специфика работы по данной теме

определила необходимость использования разнообразных методов исследования эмоциональной сферы детей:

«ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» — анкетирование воспитателей;

«ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» — анкетирование родителей;

теоретический анализ педагогической, психологической литературы,

наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы дошкольников;

Использование тестов для выявления уровня развития эмоциональной сферы;

использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций в игре, в повседневной деятельности, в процессе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, а также при проведении экологических занятий.

Диагностический инструментарий

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. «Диагностика готовности к школьному обучению» — АМАЛТЕЯ – научно-производственная фирма.

Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Анкетный метод оценки эмоциональной и нервно-психической сферы детей.

Диагностика дезадаптации ребенка в раннем возрасте.

«Контурный С.А. Т. – Н». Э. Крис (авторская модификация Н.Я. Семаго).

«Рисунок семьи»

«Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего».

Графическая методика «Кактус». И т.д.

Работа ведется в тесном контакте с родителями и со всеми специалистами ДОУ.

Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности

Мониторинг

В результате коррекционно-развивающей работы у детей, прошедших курс психокоррекционных занятий, вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои, формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.

Анализ уровня готовности к обучению в школе свидетельствует об эффективности используемых методов. Индивидуальная и групповая коррекционная работа позволяет сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению в школе.

Перспективы и возможности использования опыта.

Опыт рассчитан на педагогов-психологов и воспитателей детских садов.

При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила:

Перед проведением занятий установить тесный контакт с детьми и родителями;

Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и будут обеспечивать его сохранение до окончания занятия;

Включать упражнения по развитию методов саморегуляции и самосознания в любые занятия в качестве физкультминуток, а также использовать в свободной деятельности детей.

При использовании различных педагогических ситуаций давать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации детей.

Приглашаю педагогов, работающих по данной теме или заинтересованных, к сотрудничеству.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год