Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
Психология
Автор: Упакова Наталья Ивановна   
10.06.2015 10:19

«Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»«Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»

(консультация для родителей)

Часто родители переживают, что их ребенок совершенно не может общаться с незнакомыми людьми, боится, стесняется ответить, как его зовут, у него не складываются отношения с другими детьми. Попробуем разобраться в причинах такого поведения ребенка.

Все застенчивые дети очень похожи — глаза в пол, руки теребят одежду, плечи сутулые, голова опущена, голос тихий, ответы робкие, немногословные. Лучший подарок на день рождения, по их мнению, это шапка-невидимка, которая спрячет их от всего мира.

Как правило, застенчивость как таковая встречается очень редко. В большинстве случаев — это просто маска, скрывающая самые разнообразные психологические проблемы, мучающие ребенка.

 

Например, как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд, за излишней застенчивостью может скрываться нереализованное стремление к лидерству. Такой ребенок, один раз не сумев его реализовать, старается вовсе уйти от контактов: мол, мне с ними неинтересно. И в этом случае стоит не столько преодолевать застенчивость, сколько найти то занятие, которое позволит ребенку поверить в себя, хоть в чем-то стать лидером.

Иногда застенчивость скрывает чрезмерную обидчивость и ранимость. Избегая контактов, ребенок автоматически ограждает себя от возможности быть обиженным.

А иногда дети уклоняются от общения просто потому, что не знают, о чем говорить. Поэтому в первую очередь нужно развивать у них интеллект и фанта-зию.

Прежде всего я бы посоветовала родителям оценить обстановку, окружающую ребенка. То есть посмотреть на самих себя. Вы-то сами очень общительны? А то зачастую мама, предпочитающая два часа блуждать по незнакомому микрорайону в поисках нужной улицы, вместо того чтобы спросить у кого-то, как пройти, искренне удивляется, что ее ребенок стесняется обратиться к друзьям за помощью. Или в семье, где никогда не бывает гостей, а перезваниваются только с близкими родственниками, вызывает удивление, что их ребенок не имеет друзей. В данном случае малыш просто копирует поведение старших.

Во-вторых, застенчивые дети, как правило, бывают у так называемых тревожных мам, которые как бы передают ребенку свою тревожность. “У него, наверное, не получится”, “он такой слабенький, что наверняка заболеет”, — сокрушается мама, тем самым программируя ребенка на неудачу. Самооценка и самоуважение малыша, естественно. от этого не возрастут.

Третья возможная причина детской застенчивости — это излишняя авторитарность кого- то из членов семьи. Если родители ежеминутно диктуют, что надо делать, как надо жить, что читать, во что играть, с кем дружить, то дети растут пассивными и неуверенными в себе.

И самое главное, о чем нельзя забывать: застенчивых детей надо чаще хвалить. Причем не только за какие-то успехи, а просто потому, что он есть. Ребенок должен понять, что любят его не за то, что он выучил буквы и научился само-стоятельно чистить зубы. А просто потому, что мама и папа очень рады, что у них есть такой, именно такой, малыш.

Теперь, когда вы разобрались, что послужило причиной застенчивости ребенка, нужно попытаться научить его преодолевать эту черту, привить навыки нормального общения. Пожалуй, самая большая проблема в том, чтобы убедить такого ребенка в необходимости общения. А проще всего это сделать с помощью игры в театр. Причем именно игры в театр, а не драматического кружка или студии бального танца, где ребенку самому действительно придется выходить на сцену и выступать перед зрителями.

Поэтому начинать надо с того, чтобы устроить дома кукольный театр. Сначала выберите главного персонажа. Это может быть бегемотик, слоник, медвежонок — эдакий симпатичный, большой, добрый, застенчивый, немного неуклюжий герой. Дело в том, что застенчивые дети обычно зацикливаются на своей внешности, считая себя недостаточно красивыми, излишне толстыми, высокими, низкими, неуклюжими. Затем придумайте несколько сюжетов, например, о том, как медвежонок вышел на полянку, увидел там весело играющих маленьких белочек и зайчиков и постеснялся к ним подойти, испугавшись, что он такой большой и над ним будут смеяться. Вернувшись домой, он постарался объяснить маме, почему не пошел играть с другими зверятами. Следующий сюжет может быть о том, как мама решила, что нужно использовать силу медвежонка, и стала просить его помогать по хозяйству, например пойти в магазин, купить продукты и принести сумку домой.

После того как малыш освоится за ширмой и уже не будет бояться “выступать* на людях, можно попробовать поиграть в настоящие “театральные” игры. Попросите ребенка показать с помощью мимики и жестов какой-нибудь стишок (например, “Идет бычок качается”, “Уронили мишку на пол” и так далее). Хорошо, если в игре участвуют несколько человек, желательно детей. Однако, если ребенок стесняется, начинайте игру в обществе только самых близких. Впрочем, можно попросить его изобразить то или иное животное, показать без слов какое-то действие.

Помимо мимики и жестов необходимо развивать и выразительность речи. Для этого предложите по-разному произнести слово “привет” (радостно, уныло, разочарованно, удивленно и так далее). Учите ребенка изменять голос. Поиг-райте, как могли бы разговаривать разными голосами персонажи сказки “Колобок” (диалоги колобка и зайчика, колобка и волка, колобка и лисы).

Прекрасным “лекарством” может быть игра в город. Из конструктора, кубиков или просто подушек постройте большой город. В нем должны быть магазины, цирк, зоопарк. Возьмите любимую игрушку малыша и совершите “прогулки по городу”. От имени игрушки ребенок должен сходить в магазин, купить билеты в цирк, вместе с друзьями отправиться на представление. Проиграйте с ним как можно больше таких жизненных ситуаций.

И наконец, когда ребенок уже потихонечку начнет осваиваться, вводите его в детский коллектив. Может быть, более целесообразно приглашать других детей к себе домой, руководствуясь принципом, что родные стены помогают. По-внимательнее отнеситесь к подбору гостей — они должны быть коммуникабельными и доброжелательными.

Упакова Наталья Ивановна воспитатель 2 квалификационной категории МБДОУ №1 «Березка» п. Джалиль Сармановского муниципального района.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год