Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование игровых занимательных методов и приёмов в практике организации и проведения специальных мероприятий
Психология
Автор: Редькина Наталья Вячеславовна   
06.01.2015 14:23

Использование игровых занимательных методов и приёмов в практике организации и проведения специальных мероприятийИгра – ведущая форма жизнедеятельности дошкольников – оказывает положительное, конструктивное влияние на ребёнка. Немаловажное значение имеет утверждение, что, приобщаясь к познанию, дети продолжают играть (Н.С. Лейтес). Дидактическая игра существенно обогащает процесс развития (формирования) элементарных математических представлений у детей, имеющих особые образовательные потребности. Из ведущей деятельности дошкольника она превращается у школьника в ведомую, а учение зарождается в игре и постепенно берёт на себя роль ведущей деятельности (Н.Ф. Талызина). Дидактическая игра активно используется на коррекционно-развивающих занятиях дефектолога, в частности на занятиях по развитию элементарных математических представлений. Основные направления работы по развитию элементарных математических представлений базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно – практической деятельности. Особое внимание на занятиях по математике обращается на выработку у детей с ограниченными возможностями здоровья умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно – практической деятельности. Дидактические игры имеют важную роль в развитии математических знаний, умений, навыков, представлений. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Причём, ведущая роль принадлежит познавательным задачам. Игровые задачи служат стимулом, пробуждая своей привлекательностью интеллектуальную активность детей с задержкой психического развития. Играя, дети учатся применять знания, начинают получать удовольствие от своей умелости. Игровые методы и приёмы широко используются как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Занятия строятся в соответствии с игровым сюжетом, в рамках которого дети выполняют конкретные учебно-познавательные задачи. Дефектолог использует разнообразные занимательные задания, игровые элементы при развитии (формировании) необходимых практических навыков. Деятельность детей носит мотивированный характер. Дефектолог имеет возможность при непосредственном удержании интереса детей ставить и решать задачи развития элементарных математических представлений. В частности, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать игры типа «Подбери по форме», «Назовём цвет предмета», «Составим букет», «Волшебный мешочек», «На что похоже?», «Закрой окошко», «Геометрическое домино», «Помоги зайчатам спрятаться от волка», «Посели матрёшек в дом», «Подбери заплатку», «Разноцветные круги», «Зажги фонарик», «Полосатые коврики», «Воздушные шары», «Цепочка» и многие другие. С целью развития способностей к соотнесению числа, количества и цифры, усвоения состава чисел, умений сравнивать количество предметов используются игры и игровые упражнения «Магазин», «Цветные паровозики», «Найди нужную цифру», «Числовые домики», «Соседи числа», «Больше – меньше – поровну», «Поезд», «Числовое домино», «Строители», «Телефонисты», «Части и целое», «Весёлые задачи», «Найди пару», «Белочки и грибы», «Числовая улица» и другие. Задачи развития пространственно-временной ориентировки, счётных и вычислительных навыков, практических навыков действия с группами предметов дефектолог также решает с помощью разнообразных игровых заданий. Систематически выполняя подобные задания, дети с ограниченными возможностями здоровья учатся пользоваться своими знаниями в предметно-практической и речевой деятельности. Правильная организация деятельности детей состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить их к выполнению заданий учебного типа. По мере того как у детей формируются познавательные интересы и они овладевают элементами учебной деятельности, доля использования игрового метода обучения варьируется. На каждом занятии дефектолог обращает внимание на создание эмоционально комфортной атмосферы, ситуаций доверительного взаимодействия между детьми и педагогом. Важно дать возможность каждому ребёнку поверить в свои силы, испытать ситуацию переживания успеха в выполнении какого-либо задания, путём достижения поставленной учебной задачи. В каждом конкретном случае дефектолог опирается на индивидуально-типологические особенности детей, учитывая интеллектуальные и речевые возможности каждого ребёнка, учитывает необходимость создания психологической комфортности в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий. На занятиях предусматривается постепенное нарастание сложности и объёма заданий с учётом структуры дефекта, наличием вторичных отклонений, специфики психического развития и индивидуальных особенностей детей. Таким образом, целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие с использованием игровых занимательных методов и приёмов способствует созданию необходимой базы для формирования у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья полноценных математических знаний, умений, навыков как необходимого компонента умственной готовности к обучению в школе. В будущем эти навыки будут способствовать дальнейшему росту познавательных способностей детей; будучи включёнными в учебную деятельность, станут её частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений.

Список литературы

 1. Касицына, М.А. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие. 1 и 2 год обучения / М.А. Касицына.– Москва: Гном, 2001. – 96 с. 

2. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностик / И.Ф. Марковская. – Москва: Профи, 1993. – 198 с. 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год