Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система игр для тревожных детей дошкольного возраста как профилактика неврозов
Психология
Автор: Оксана Иосифовна Гатина   
03.08.2014 09:48

Система игр для  тревожных детей дошкольного возраста как профилактика неврозовГатина Оксана Иосифовна  педагог-психолог
второй квалификационной категории МБДОУ ЦРР детский сад № 30                                                                                                              
Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. В это время ребенок открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. В это время у дошкольников происходит становление основных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.

 

Скачать конспект

По наблюдениям педагогов-психологов в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 42% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной». Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня     тревожности:                                                                    

-  такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность;
- негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля.
-  отрицательно влияет на результат     деятельности;
- способствует развитию предневротических  состояний и     неврозов;

Именно поэтому нами было разработано  психологического сопровождение тревожных детей старшего дошкольного возраста 4-6 лет. Цель – исправление нарушений психического развития, гармонизация развивающейся личности и профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического     дизонтогенеза.

Задачи:

-  Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка и снижению уровня тревожности  детей старшего дошкольного     возраста;

- Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с тревожными детьми 4-6 лет;

 Дать родителям знания об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста и способах эффективного взаимодействия с тревожным  ребенком;

В соответствии с  целью и задачами были выделены 3 рабочих блока: работа с педагогами,  с родителями и с     детьми.

 Диагностика тревожности детей проводится в начале учебного года - октябрь, ноябрь. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности»  Тэммла Р. Дорки М. Амена В.. Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд, Захаров     А.И.).

 Реализация серии игр, направленных на повышение самооценки ребенка, снятие состояния эмоционального  дискомфорта, компенсация  искажений эмоционального реагирования, устранение страхов и тревожности, снятие мышечного напряжения, обеспечение полноценного контакта ребенка со сверстниками. Были использованы игры и упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, Е.Л. Воробьевой, И.Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, Л.М. Костиной, К. Фоппелем, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Н.Л.     Кряжевой.      Игры проводились педагогом-психологом в течение учебного года, 2 -3 раза в неделю. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр.
Направление    цель    игра
Повышение самооценки ребенка
Снятие состояния эмоционального  дискомфорта    Снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
Игры и упражнения, формирующие  позитивное отношение к своему «Я», специальные приемы (психогимнастика) на развитие способности к эмоциональной децентрации.    «Дрозд»,

 «Скучно,скучно так сидеть», «Волны», «Салют»,  «Комплимент За что меня любит мама», «Старая бумага», «Похвалилки»
Компенсация  искажений эмоционального реагирования, управление собой в конкретных волнующих ситуациях    Помочь ребенку осознать собственные чувства и эмоциональные состояния,   освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения.    «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Клубочек», «Змейка», «Охота на тигров», «Доброе животное», «Гнездышко», «Качели»,
Устранение страхов и тревожности    Игры и упражнения, помогающие преодолевать негативные переживания, уменьшать тревожность.    Рисование и уничтожение своих страхов, рассказывание о своих страшных снах, придумывание выхода из описанной ситуации, проигрывание ее. Использование музыки, страшных игрушек, с которыми можно подействовать, победить их, поиграть с друзьми.
Обеспечение полноценного контакта ребенка со сверстниками    Игры и упражнение на сплочение группы. Ролевые игры, совместная деятельность.    «Ладонь в ладонь», «Липучки» Этюды, направленные на устранение негативных черт характера, придумывание историй и инсценировка их.
Снятие мышечного напряжения (по М.И. Чистяковой)
Снятие у ребенка напряжения, скованности    «Волшебный ковер», «Истории предметов», «Походка и настроение», «Сосулька», «Из семени в дерево», «Шалтай-болтай»
Диагностика эффективности проделанной работы проводится в конце учебного года с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.

 В работе с педагогами целью было систематизирование знаний и формирование навыков у педагогов, направленных на профилактику тревожных состояний у детей 4-6 лет. Было запланирована и проведена работа с педагогами: практикум  «Обучение эффективному взаимодействию с тревожными детьми и их родителями», консультации «Проблема детских страхов», «Как избежать неврозов у детей» и пр.  По итогам года был проведен с педагогам круглый стол «Эффективность работы по профилактике коррекции тревожности и неврозов у детей дошкольного возраста»  целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление воспитателей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.    Для родителей были проведены  следующие мероприятия с целью осознания родителями причин тревожности и невротического заболевания ребенка и формирование у них соответствующего психологического настроя: консультации «Проблема детских страхов»,  «Роль стиля отношения родителя с ребёнком в формировании его личности», практикум с элементами тренинга «Как помочь тревожному ребенку». Так же были проведены совместные занятия родитель-ребенок по работе над страхами (по выборке психолога, результаты диагностики ребенка и взрослого).

Отдельного заболевания и диагноза «детский невроз» в медицине не существует.  Неврозы у детей, как и взрослых – это обратимое расстройство психики. Решиться помочь детям полностью избавиться от неврозов и снизить уровень тревожности – это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год