Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
Психология
Автор: Валентина Иванова   
09.06.2014 17:19

Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организацииПсихологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
Иванова В.М., педагог-психолог МАДОУ № 6 «Звездочка» г. Пскова, кандидат психологических наук
Современный детский сад, по мнению авторов Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), это тот тип и вид образовательной организации, где лейтмотивом  педагогической  деятельности должны быть следующие идеи: «…поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду…»
Традиционно же в нашем обществе позиция родителей и многих педагогов складывается из «кивков» на «потом»: «Вот вырастешь, тогда и будешь...», «Вот в школу пойдешь, тогда и поговорим об этом...», «Что с маленьким разговаривать, подрастет и узнает...», «Вот окончишь школу, тогда жизнь и начнется...».
Одним из вариантов в данном русле является подход в дошкольном образовании: «В детском саду детей готовят к школе». И эта фраза говорит нам о том, что мы готовимся к роли ученика все время пребывания в саду и на выходе дошкольник должен уметь читать и писать,  а соответственно, знать все буквы и цифры. И реальность такова, что во многих дошкольных учреждениях уже со старшей группы усиленно даются школьные  занятия: прописывание, изучение букв, цифр и работа с азбукой и т.д.

Скачать конспект

Такое обучение не должно иметь место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Собственно эта мысль и внесена в ФГОС ДО и, по мнению психологов, является важнейшей для полноценного проживания ребенком дошкольного возрастного отрезка жизни.
При этом, если организация процесса подготовки к школе соответствует всем требованиям к ее осуществлению, то школьная  готовность формируется, как и должно, в старшем дошкольном возрасте естественным образом: физиологическая готовность соотносится с психологической, социальной, психической и желание читать и писать исходит от самого субъекта. При этом  скорость приобретения этих умений многократно возрастает.
В связи с этим очень важным для педагогов-дошкольников является обеспечение полноценной жизнедеятельности и развития  детей «здесь и сейчас». Всем известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому только в игровой форме мы можем предоставлять информацию и способы взаимодействия  с окружающей средой и социумом.
Тем не менее, в ФГОС дошкольного образования мы находим, что «...При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». А как можно сформировать начала учебных умений  вне учебной деятельности?
Говоря об обучении детей, педагоги дошкольных организаций тревожатся, что в связи с новыми ФГОС, где не приветствуется такая форма организации детской деятельности как занятие, сложно будет достичь таких целевых ориентиров, как сформированные предпосылки учебной деятельности в рамках общей школьной готовности.
Наша задача помочь воспитателям  сориентироваться в новых условиях и найти те возможные методы и приемы педагогической деятельности, при которых мы сможем достичь поставленной цели, а именно, сформировать желание учиться в игре (например, сюжетно-ролевая игра «Школа»).
Здесь идет речь о подготовке к смене ведущих видов деятельности, и задача взрослых заключается в том, чтобы помочь детям перейти от игры к учению с удовольствием и интересом, только тогда мы сможем ожидать от ребенка успехов.
Какими же предпосылками учебной деятельности должен овладеть дошкольник, чтобы легко адаптироваться в системе школьного обучения и быть успешным?
Во-первых, это познавательная активность ребенка. Интерес к новым знаниям будет иметь место в том числе, если мы не форсируем развитие, навязывая учебные занятия, а поощряем ребенка в его познании.
Во-вторых, это овладение ребенком способами самостоятельного решения практических и познавательных задач, выделяя связи и отношения исходных данных. Старший дошкольник, помещаемый время от времени в игровое проблемное  поле, научается самостоятельно подбирать решение и находить верный вариант.
В-третьих, это усвоение общих способов действий, с помощью которых возможно решение проблемы. По примеру взрослого дети манипулируют предметами, вспомогательными средствами (измерение длины...), усваивают алгоритм описания, рассматривания предметов,  явлений и др.
В-четвертых, это развитие самоконтроля, контроля, самопроверки. Признаки способности к самоконтролю мы наблюдаем уже в раннем детстве (ребенок устремлен к игрушке и  отвлечь его от ее достижения стоит определенных усилий!), но в качестве предпосылки это свойство психики формируется  в старшем дошкольном возрасте в случае доверия к действиям ребенка, подбадривания и уважения к выбору.
Как можно психологически сопровождать процесс формирования учебных предпосылок в условиях дошкольного учреждения?
Педагог-психолог детского сада в начале учебного года  составляет план работы на предстоящий учебный период по всем направлениям своей профессиональной деятельности: просвещение, профилактика, консультирование, коррекция, диагностика. Работа планируется для всех категорий участников педагогического процесса: педагоги, родители, дети (табл.1).
Примерный план психологического сопровождения формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
Таблица 1

 

Направление

Категория

Форма

Тема

Сроки

Психологическое просвещение

Родители

Групповая консультация

Как готовить ребенка к школе?

сентябрь

Индивидуальная консультация

О результатах диагностики  школьной готовности ребенка и рекомендации по занятиям дома

октябрь

Педагоги

Доклад на педсовете

Игра – это серъезно

декабрь

Методический час

Методика развития самостоятельности старшего дошкольника

январь

Психологический тренинг

Учусь играть с детьми

1 раз в месяц в теч. уч. года

Беседа

Создание проблемных ситуаций в НОД

ноябрь

Психологическая профилактика

Родители

Доклад на родительском собрании

Возможные последствия  «школяризации» дошкольника

сентябрь

Педагоги

Семинар

Возрастные психологические и психические возможности старшего дошкольника

ноябрь

Психологическая коррекция и развитие

Педагоги

Тренинг

Эффективное педагогическое общение

1 раз в месяц в теч. уч. года

Дети

Рекомендации педагогам

Индивидуальные предложения по итогам диагностики

Психологическая диагностика

Дети (с согласия родителей)

Тестирование

Мотивация, познавательные психические процессы, произвольность, развитие речи и др.

Сентябрь-октябрь

Родители

Анкетирование (входное-начало года, и итоговое – конец года)

Экспертная оценка уровня сформированности предпосылок УД

Сентябрь - апрель

Педагоги

Анкетирование

Знание теории по теме «Предпосылки учебной деятельности», ФГОС ДО

октябрь

Психологическое консультирование

Педагоги и родители

Консультирование, выставки литературы, буклеты, оформление страницы на сайте и др.

По запросам,

В теч. уч. года

Работа педагога-психолога по формированию предпосылок учебной деятельности проводится параллельно с другими видами деятельности. Вышеуказанный план работы это часть общего годового плана работы педагога-психолога в ДОО. Например, диагностика школьной готовности осуществляется по программе, частью которой является раздел предпосылок УД. Общий фон деятельности психологического сопровождения обусловлен содержание ФГОС ДО:
«3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия...»
Успешность и эффективность психологического сопровождения формирования предпосылок учебной деятельности возможны только при условии совместной деятельности всех категорий участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов в доброжелательном, позитивном эмоциональном поле.
Литература
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 9785090191487.
2.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год