Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы «Практика использования природного и бросового материалов в творческой деятельности с дошкольниками».
Поделки из разных материалов
Автор: Окунева Галина Александровна   
09.06.2023 17:02

Из опыта работы «Практика использования природного и бросового материалов в творческой деятельности с дошкольниками».Из опыта работы «Практика использования природного и бросового материалов в творческой деятельности с дошкольниками».

Старший воспитатель МБДОУ д/с № 24 Окунева Г.А.

Уважаемые коллеги! Хочу с вами поделиться своим опытом использования природного и бросового материалов в работе с дошкольниками.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

 

скачать конспект

Природный и бросовый материал — это самый доступный и интересный материал для детского творчества, работа с ним – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для достижения целевых ориентиров.

Создавая работы из природного и бросового материала у дошколят развивается воображение, самостоятельность, аккуратность, креативность. Использование бытового мусора приучает детей к бережливости, они никогда не сломают игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем научаться уважать и труд других людей. Они становятся не просто пассивными наблюдателями, а творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила, что воспитанники проявляют интерес к продуктивной деятельности с природным и бросовым материалом, но не всегда видят образ в природном объекте, не способны самостоятельно реализовать свой творческий замысел.

Таким образом, возникла необходимость углубленно заняться продуктивной деятельностью, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно – творческие способности.

Поставила перед собой цель: развитие творческого потенциала дошкольников, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.

Определила задачи:

  • систематизировать представления дошкольников о художественно-продуктивной деятельности с использованием природного и бросового материала
  • расширять представления воспитанников о способах применения и свойствах природного и бросового материала
  • сформировать положительное отношение к ручному труду как к самостоятельной творческой деятельности
  • выявить потребности воспитанников в сотрудничестве и сотворчестве в ходе самостоятельной и совместной художественно-продуктивной деятельности с природным и бросовым материалом.
  • развивать творческое воображение, мелкую моторику воспитанников в ходе занятий художественно-продуктивной деятельностью с использованием природного и бросового материала.

В своей работе использую различный природный и бросовый материал: это еловые и сосновые шишки, различных форм и размеров, листья разных деревьев; скорлупу грецких орехов; желуди и каштаны, пластиковые баночки и бутылочки, коробки спичечные, контейнеры киндер-сюрпризы и все что уже не нужно, но может заиграть новой жизнью.

Планирую и организую обучающие занятия один раз в неделю через «Творческую мастерскую». Изготовлением поделок стараюсь заниматься не только через образовательную деятельность в «Творческой мастерской», но и в режимных моментах, если ребятам очень хочется завершить начатую поделку или изготовить что-то новое.

Кроме того, использую природный материал в других видах деятельности, например, в познавательной — эскпериментировании или математическом развитии для клаcсификации предметов и счета.

Начиная работать в этом направлении, задалась вопросом, как же заинтересовать, привлечь ребят. Невольно вспомнилось стихотворение неизвестного автора.

Мама в полном изумленье

И не хочет ведь понять.

Покупает дорогие

Мне игрушки, чтоб играть.

Очень яркие, цветные

Словно радуга – дуга.

День я с ними поиграю,

Ну, от силы может два. А потом…

В дом тащу большие палки,

Кусочки красных кирпичей.

В карманах всякие железки

И камень тоже был ничей.

Мама каждый раз ругает,

Что всякий мусор в дом несу.

Меня всё это – обижает,

Она меня — не понимает!

Прочитав с детьми это стихотворение и проанализировав, многие воспитанники увидели себя. Поэтому пришли к выводу- чтобы мама не ругала, нужно ненужные вещи превращать в игрушки.

Работу по изготовлению поделок начинали с готовых образцов и более легких конструкций: бабочка, ежик, оленьи другие. Этим старалась вызвать интерес к данному материалу у детей и вселить уверенность в их силах и способностях. Поначалу дети затруднялись в выборе нужного материала, иногда неудачно комбинировали техники или материалы, образы получались недостаточно выразительными.

Со временем ребята стали сами придумывать образы будущей поделки или с помощью родителей находили интересные фото в интернете. Затем, мы совместно анализировали возможные способы изготовления: какой материал понадобиться, как будем скреплять или каким клеем лучше воспользоваться. Анализируя работу с детьми, заметила, что некоторые воспитанники научились изготавливать поделки по фото или по собственному замыслубез предварительного анализа и рекомендаций.

Через такие творческие занятия многие ребята ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию. Дошкольники приобрели опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе продуктивной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. Ребята могли сами организовать и провести детский мастер-класс, устраивали конкурс в группе на лучшую поделку, описывали свои поделки на занятии по развитию речи, оформляли выставки.

На протяжении всего учебного года старалась активно взаимодействовать с родителями, подключать их к совместному творчеству с детьми. В ходе работы, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие родители не понимали, какое важное значение имеет развитие воображения, художественно – творческих способностей детей именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.

В ходе консультации «Развитие творческих способностей детей при работе с природным и бросовым материалом» ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в продуктивной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. Привлекала родителей к участию в природоохранной акции «Поможем птицам зимой», где родители совместно с детьми изготовили кормушки из бросового материала. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ «Осень в гости к нам пришла», «Зимушка-зима».

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника. В ходе проведенной работы дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, стали с интересом заниматься с природным и бросовым материалом. Они с удовольствием рассматривают свои поделки и поделки сверстников, проводя анализ работ, дают советы друг другу. Отсюда можно сделать вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

  • Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения художественно-продуктивной деятельности, общения и взаимодействия с дошкольниками.
  • Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыражаться.
  • Взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребёнка.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год