Из опыта работы «Практика использования природного и бросового материалов в творческой деятельности с дошкольниками». |
Поделки из разных материалов | |||
Автор: Окунева Галина Александровна | |||
09.06.2023 17:02 | |||
Из опыта работы «Практика использования природного и бросового материалов в творческой деятельности с дошкольниками». Старший воспитатель МБДОУ д/с № 24 Окунева Г.А. Уважаемые коллеги! Хочу с вами поделиться своим опытом использования природного и бросового материалов в работе с дошкольниками. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Природный и бросовый материал — это самый доступный и интересный материал для детского творчества, работа с ним – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для достижения целевых ориентиров. Создавая работы из природного и бросового материала у дошколят развивается воображение, самостоятельность, аккуратность, креативность. Использование бытового мусора приучает детей к бережливости, они никогда не сломают игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем научаться уважать и труд других людей. Они становятся не просто пассивными наблюдателями, а творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила, что воспитанники проявляют интерес к продуктивной деятельности с природным и бросовым материалом, но не всегда видят образ в природном объекте, не способны самостоятельно реализовать свой творческий замысел. Таким образом, возникла необходимость углубленно заняться продуктивной деятельностью, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно – творческие способности. Поставила перед собой цель: развитие творческого потенциала дошкольников, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве. Определила задачи:
В своей работе использую различный природный и бросовый материал: это еловые и сосновые шишки, различных форм и размеров, листья разных деревьев; скорлупу грецких орехов; желуди и каштаны, пластиковые баночки и бутылочки, коробки спичечные, контейнеры киндер-сюрпризы и все что уже не нужно, но может заиграть новой жизнью. Планирую и организую обучающие занятия один раз в неделю через «Творческую мастерскую». Изготовлением поделок стараюсь заниматься не только через образовательную деятельность в «Творческой мастерской», но и в режимных моментах, если ребятам очень хочется завершить начатую поделку или изготовить что-то новое. Кроме того, использую природный материал в других видах деятельности, например, в познавательной — эскпериментировании или математическом развитии для клаcсификации предметов и счета. Начиная работать в этом направлении, задалась вопросом, как же заинтересовать, привлечь ребят. Невольно вспомнилось стихотворение неизвестного автора. Мама в полном изумленье И не хочет ведь понять. Покупает дорогие Мне игрушки, чтоб играть. Очень яркие, цветные Словно радуга – дуга. День я с ними поиграю, Ну, от силы может два. А потом… В дом тащу большие палки, Кусочки красных кирпичей. В карманах всякие железки И камень тоже был ничей. Мама каждый раз ругает, Что всякий мусор в дом несу. Меня всё это – обижает, Она меня — не понимает! Прочитав с детьми это стихотворение и проанализировав, многие воспитанники увидели себя. Поэтому пришли к выводу- чтобы мама не ругала, нужно ненужные вещи превращать в игрушки. Работу по изготовлению поделок начинали с готовых образцов и более легких конструкций: бабочка, ежик, оленьи другие. Этим старалась вызвать интерес к данному материалу у детей и вселить уверенность в их силах и способностях. Поначалу дети затруднялись в выборе нужного материала, иногда неудачно комбинировали техники или материалы, образы получались недостаточно выразительными. Со временем ребята стали сами придумывать образы будущей поделки или с помощью родителей находили интересные фото в интернете. Затем, мы совместно анализировали возможные способы изготовления: какой материал понадобиться, как будем скреплять или каким клеем лучше воспользоваться. Анализируя работу с детьми, заметила, что некоторые воспитанники научились изготавливать поделки по фото или по собственному замыслубез предварительного анализа и рекомендаций. Через такие творческие занятия многие ребята ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию. Дошкольники приобрели опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе продуктивной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. Ребята могли сами организовать и провести детский мастер-класс, устраивали конкурс в группе на лучшую поделку, описывали свои поделки на занятии по развитию речи, оформляли выставки. На протяжении всего учебного года старалась активно взаимодействовать с родителями, подключать их к совместному творчеству с детьми. В ходе работы, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие родители не понимали, какое важное значение имеет развитие воображения, художественно – творческих способностей детей именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем. В ходе консультации «Развитие творческих способностей детей при работе с природным и бросовым материалом» ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в продуктивной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. Привлекала родителей к участию в природоохранной акции «Поможем птицам зимой», где родители совместно с детьми изготовили кормушки из бросового материала. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ «Осень в гости к нам пришла», «Зимушка-зима». Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника. В ходе проведенной работы дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, стали с интересом заниматься с природным и бросовым материалом. Они с удовольствием рассматривают свои поделки и поделки сверстников, проводя анализ работ, дают советы друг другу. Отсюда можно сделать вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
|