Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка НОД по декоративной лепке из глины в старшей группе тему: «Дымковская лошадка»
Поделки из разных материалов
Автор: Соловьева Марина Анатольевна   
21.02.2021 08:50

Методическая разработка НОД по декоративной лепке из глины в старшей группе тему: «Дымковская лошадка»Методическая разработка НОД по декоративной лепке из глины в старшей группе тему: «Дымковская лошадка»

Соловьева Марина Анатольевна МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня Воспитатель высшей квалификационной категории мкр. Сходня, г.о. Химки, Московская область

Направление: художественно-эстетическое развитие

Образовательная область: художественное творчество

Раздел: декоративная лепка

Продолжительность: 25 мин.

Место проведения: групповое помещение.

Группа: старшая логопедическая.

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

ТЕМА: «Дымковская лошадка».

 

ЦЕЛЬ: формировать у детей эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве; умение создавать игрушку по показу воспитателя, используя разнообразные приёмы работы с глиной.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, этапами изготовления, цветом, элементами росписи.
  • Учить детей видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять элементы дымковской росписи (кружочки, точки, кольца).
  • Учить лепить лошадку из глины, передавая характерные особенности дымковской игрушки.
  • Упражнять в технике изготовления изделия из частей способом примазывания и сглаживания мест соединения.

Развивающие:

  • Развивать умение создавать простые декоративные изделия, опираясь на показ воспитателя.
  • Развивать творческую активность, воображение.
  • Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустрем-ленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.
  • Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание рассматривать народные игрушки.
  • Воспитывать интерес к лепке из глины, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
  • Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕДИАОБЪЕКТЫ:

  • оборудование для просмотра презентаций
  • презентация «Изготовление дымковской игрушки»
  • звуковое сопровождение во время лепки: «Народные наигрыши»
  • схема лепки дымковской лошадки.

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • глина для скульптурной лепки, пластины для лепки, стеки, тряпочки сухие и влажные, емкости с водой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

«Познавательное развитие»: беседа о дымковских игрушках, их происхождении, этапах изготовления.

«Речевое развитие»: чтение стихотворений о дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек.

«Физическое развитие»: разминка-приветствие «Здравствуй», пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку», гимнастика для глаз «Лучик солнца», смена видов деятельности.

«Социально-коммуникативное развитие»: игры с дымковскими игрушками.

«Художественно-эстетическое развитие»: рассматривание и обследование дымковских игрушек, слушание русских народных мелодий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Образовательная деятельность проводится в соответствии с СанПиНом.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в группу под русскую народную мелодию и становятся полукругом. Дети садятся на корточки, делают вид, что спят.

Разминка-приветствие «Здравствуйте»

Рано утром мы проснулись (встают на ноги),

Потянулись (тянутся), улыбнулись (улыбаются),

И пришли все в детский сад (шагают).

- Рада видеть я ребят!

Чтоб весь день нам бодрыми быть,

Нужно «Здравствуйте!» говорить.

- Здравствуйте! (Здравствуйте!)

-Доброе утро! (Доброе утро!) Добрый день! (Добрый день!)

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Я рада видеть вас такими бодрыми и веселыми! Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на скамейку и послушайте загадку:

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Делают игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор! (дымковская игрушка)

Воспитатель: Давайте вспомним, как дымковские мастера делали свои игрушки.

Презентация «Изготовление дымковской игрушки».

Воспитатель начинает предложение, дети продолжают.

Слайд 1: Сначала (лепят игрушки из красной глины, перемешанной с песком).

Слайд 2: Затем (игрушки сушат на столе или открытом воздухе).

Слайд 3: Потом (игрушки обжигают в печи).

Слайд 4: Готовые игрушки (покрывают белилами, отбеливают).

Слайд 5: После высыхания игрушки (расписывают яркими красками).

Воспитатель: Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера? (красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, черный).

Воспитатель: Правильно, эти насыщенные, яркие цвета празднично выглядят на белом фоне.

Слайд 6: Воспитатель: Какие основные элементы дымковской росписи вы знаете? (колечки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии). Чтобы добавить краскам блеска, туда добавляли сырое яйцо.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз: «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

(моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Воспитатель: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Давайте подойдем к столу и полюбуемся ими. (На столе расставлены разные дымковские игрушки).

Дымковская игрушка – старейших из Российских промыслов. Данное ремесло уже более 400 лет существует и по настоящее время радует не только жителей России, а известно всему миру. Игрушка появилась в Дымковской слободе. Обычно в процессе изготовления игрушек участвуют целые семьи, кто-то добывал сырье и готовили смесь для заготовок, кто-то лепил сами фигурки, кто-то занимался обжигом, а кто-то белил и раскрашивал изделие. Несмотря на то, что мастера используют в росписи одни и те же элементы, каждый из них пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно одинаковые игрушки.

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк:

  • Индюк. Яркий, красочный, похож на павлина. Особенность игрушки: небольшая бородка, с декором из золотой потали. Размеры фигурки достаточно разнообразны.
  • Барыня. Уникальное изделие, которое совмещает в себе городскую даму и русскую бабу в кокошнике. Отдельные элементы изделия также декорированы золотой поталью.
  • Животные. Самые популярные животные – это конь и утка. Реже можно встретить поросят, коров, козлов и прочих животных.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы вылепить свою дымковскую игрушку? (ответы детей). Отгадайте загадку и вы узнаете, какую фигурку мы будем лепить.

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет поутру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица? … (лошадка)

Воспитатель: Давайте прокатимся на лошадке.

Физкультминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждёт Показывают как конь бьет ногой,

Бьет копытом у ворот. сначала правой ногой, потом – левой.

На ветру играет гривой Круговые вращения головой, вправо,

Пышной, сказочной красивой. влево.

Быстро я в седло вскочу Глубокий присед и прыжок вверх

Не поеду – полечу Правая нога вперед, руки вперед,

Цок-цок-цок, цок-цок-цок двигаются по кругу.

Там, за дальнею рекой Машут рукой.

Помашу тебе рукой.

Воспитатель: Приехали. Проходите в нашу мастерскую. Сегодня на занятии мы будем учиться лепить фигурку Дымковской лошадки. (Дети надевают фартуки и нарукавники и садятся за столы).

Воспитатель: Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку» (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим, (сжимают и разжимают

И получше разомнем. пальчики)

На кусочки все разделим, (показывают, как

И коня лепить начнем: отрывают кусочки)

Скатаем шею с головой, (движение, имитирующее скатывание

шарика между ладонями)

Ноги — раскатаем. (движение, имитирующие скатывание

колбаски между ладоней)

Все детали с туловищем, (соединяют пальцы двух рук друг

мы соединяем. с другом в виде домика)

Прищипнём внизу немножко, (соединяют все пальцы с большим)

Гриву, хвост приладим, (круговые движения кистями рук)

А затем возьмем в ладошки, (соединяют ладони в виде лодочки)

Пальчиком загладим. (поочередно гладим ладони)

Воспитатель: Пора приступать к работе. Еще один важный момент в лепке дымковской игрушке то, что каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой.

Этапы лепки:

Прежде чем начать лепить лошадку, рассмотрим, из каких она частей состоит. Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, грива.

  1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.
  2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.
  3. Из комка поменьше пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.
  4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.
  5. Делим большой ком глины на 4-х одинаковых куска. Делаем четыре столбика, расширяющиеся кверху. В верхней части ног делаем косые срезы для лучшего скрепления с туловищем.
  6. Примазываем ноги к туловищу, тщательно сглаживая места соединения влажными пальцами рук или тряпочкой.
  7. Лепим уши. Скатываем 2 одинаковых маленьких шарика. Пальцами вытянуть один край шарика, получится маленький конус. Примазываем ушки к голове.
  8. Лепим хвостик. Раскатать два длинных валика не сильно толстых. С двух концов валики сделать тоньше. Затем эти два валика перекрутить друг с другом, соединить концы. Сделать колечко и примазать к туловищу.
  9. Лепим гриву. Гриву лепим также как хвостик, но валики скатываем длиннее и не сворачиваем в колечко. Прикладываем гриву между ушек и примазываем к голове и туловищу.
  10. Готовую лошадку разглаживаем смоченными в воде пальцами или тряпочкой.

Воспитатель: Наши лошадки готовы. Теперь их надо хорошо просушить, затем побелить и на следующем занятии мы будем наших лошадок расписывать. Спасибо за вашу работу.

Воспитатель: Подведем итоги нашей работы:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Чему учились?

- Как называется игрушка, которую мы с вами лепили?

- Почему игрушка называется дымковской?

- Из чего ее лепят?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год