Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
Педагогика
Автор: Сафарова Наталья Викторовна   
04.11.2013 22:19

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, расширяет круг представлений, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства, переживания. Усвоение речи в дошкольном возрасте-необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Речь-ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер-весь психический склад личности выявляется в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно родителям необходимо соблюдать ряд условий:1.Не перегружать ребёнка речевыми занятиями;2.Игры, упражнения должны соответствовать его возрасту;3.В общении с ребёнком следить за своей речью;4.Говорить с ним не торопясь, слова произносить чётко и ясно.
К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к семи годам у ребёнка появляются проблемы с речью. Ребёнок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребёнок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развёрнутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д.
За 4 года жизни ребёнок успел накопить значительный объём знаний. Четырёхлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях. К пяти годам активный словарь ребёнка почти удваивается и составляет примерно 2500 слов. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребёнок отвечает развёрнутыми фразами, состоящими  из трёх-четырёх и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчётливее произнесение слов и звуков.
И хотя достижения ребёнка в усвоении правильной речи значительны, тем не менее, речь его ещё должна усовершенствоваться. Так, четырёхлетние дети ещё не всегда могут без помощи взрослого связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неправильное образование некоторых грамматических форм, например, множественного числа существительных (много карандашов).
Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями.
Ребёнок пятого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых словах (сова, лиса, коза, зима), но в тоже время может опускать их в сочетаниях с другими согласными звуками.
С расширением и обогащением словаря ребёнка усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко, «т.е. указать цвет или величину предмета.
Часто ребёнок допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, в предложных окончаниях. Поэтому мы обращаем внимание на то, как ребёнок согласовывает между собой слова в роде, числе, падеже. Спрашиваем его, какого цвета, величины или формы тот или иной предмет: (яблоко большое, стул маленький, шапочка красная , а солнышко жёлтое). Допущенные ошибки обязательно нужно исправлять.
В речи детей наблюдаются такие ошибки, как неправильное употребление падежных окончаний: «Спроси у маме». Словесная игра «Чего не стало» упражняет ребёнка в правильном употреблении падежных окончаний имён существительных родительного падежа единственного числа.
Научить ребёнка правильно употреблять предлоги и слова в нужном падеже можно применять словесную игру «Где находится» - взять любую игрушку и , помещая её в разные места, спросить, где зайка? (на столе, под стулом, в коробке, за коробкой…)
Формирование разговорной речи происходит, прежде всего в повседневном общении с ребёнком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возвращения ребёнка с прогулки или похода в магазин необходимо задать вопросы и добиваться, чтобы ребёнок давал полные ответы.
Очень хорошая игра «Магазин». Сначала ребёнок выполняет роль продавца. Воспитатель покупатель: попросить дать вам предмет, описав его так: длинный, красный им можно рисовать. Ребёнок подаёт карандаш. Затем роли меняются.
На данном возрастном этапе ребёнок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, шорты-одежда; чашка, тарелка, ложка-посуда). С большим интересом дети подбирают слова к определённым глаголам. Например, летит ракета , а что ещё может летать? Ребенок перечисляет: «самолёт, птица» можно дополнить ответ ребёнка, если необходимо исправить ошибки.
Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту, быть понятными ребёнку. При рассматривании картинок учить ребёнка выделять сначала главное, потом-второстепенное. Так, например, если на иллюстрации изображены дети, затем обратить внимание на то, как они одеты. Предложить определить время года, почему он так считает.
Для детей 5-ого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста. Например, при перессказывании  сказки «Гуси лебеди» задаются примерно такие вопросы: Кто унёс Ванюшку? Кто повстречался Маше? Куда гуси лебеди унесли Ванюшку? И т.д. Такие вопросы облегчают пересказ. Передовая содержание художественных произведений, ребенок учится точно, полно, последовательно излагать свои мысли. Считалки, потешки, загадки дети легко запоминают. А это, в свою очередь, способствует развитию памяти, расширению активного и пассивного словаря ребёнка.
Очень важно обращать внимание и на звуковую сторону речи. Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идёт в двух направлениях:
1.развитие речевого слуха (правильное восприятие звуков речи, темпа, громкости)
2.совершенствование произношения(правильное употребление звуков, чёткое и внятное произношение слов, умение правильно пользоваться голосом, темпом, интонацией).
Вот некоторые игры и упражнения, они приучают ребёнка слышать и различать разнообразные звуки, находить источник звука.
«Угадай, что я делаю?» ребёнок отворачивается и закрывает глаза. Кто-то из взрослых двигает стул, ходит по комнате, шуршит газетой, наливает воду, стучит по столу… Ребёнок называет действия, которые производит взрослый.
«Угадай, где звонит?» завести будильник и спрятать его под шкафом, или ещё где-нибудь, ребёнок должен угадать, откуда раздаётся звук, и найти будильник.
«Угадай, чья это песня?» попросить ребёнка внимательно послушать и запомнить, как поёт водичка (с-с-с) и как поёт комарик (з-з-з). Затем попеременно произнося то звук «с», то звук «з», предложить угадать, когда поёт водичка, а когда комарик.
Для произнесения некоторых звуков, сложных слов требуется слаженная и чёткая работа всего артикуляционного аппарата.
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте. На занятиях ребёнок знакомится с миром букв и звуков, которые изучаются в определенной последовательности. Ребёнок учится делить слова на слоги, составлять из букв слова, у него формируется навык звукобуквенного анализа и синтеза, развивается фонетический слух. Это является очень важным условием для успешного обучения грамоте, а в будущем хорошей профилактикой ошибок в письменной речи.
Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР «Детский сад №39 «Золотой петушок»
Опыт работы
на тему:«Развитие речи как средства передачи         информации и активизации мышления»
Подготовила: воспитатель
I кв. категории
Сафарова Н.В.
г. Альметьевск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год